20 ноября 2017, понедельник

Как развивать украинские города

комментировать
С древних времен города были двигателями иноваций, но сегодня процесс замедляется

243 миллиона американцев проживают на территории городов, занимающих 3% площади США. В пяти крупнейших по площади городах нашей страны – Киев, Кривой Рог, Днепр, Харьков и Запорожье – проживает 6,75 миллионов человек. То есть, 16% населения Украины проживает на территории, составляющей 0,4% от площади территории страны (наверняка даже больше, чем 16% - ведь я оперирую данными официальной статистики, но мы понимаем, что в том же Киеве в реальности намного больше жителей, чем показывает статистка). На такой огромной планете, как наша, мы выбираем города, и это при том, что все человечество могло бы поместиться в Техасе, причем, у каждого был бы пусть и маленький, но свой домик…

Города, плотными скоплениями которых усеяна поверхность земного шара, стали двигателями инноваций еще во времена, когда Платон и Сократ дискутировали на афинском рынке. Улицы Флоренции подарили нам Возрождение, улицы Бирмингема – промреволюцию. Необычное процветание современных городов, например, Лондона, Бангалора, Токио, обусловлено их способностями рождать идеи. Такое процветание способно серьезно влиять и на развитие страны в целом. В данной колонке хочу порассуждать о том, как в этом вопросе ситуация обстоит в Украине, и что мы можем предпринять для ее качественного улучшения.

В 1950 году Детройт был пятым по величине городом США – в нем жили 1,85 миллиона человек. Сейчас – осталось меньше половины от этого количества, и Детройт продолжает постоянно терять население. Ситуация с Детройтом не исключительная, она просто наиболее яркая – восемь из десяти крупнейших городов США времен 1950-ых годов потеряли к настоящему времени, как минимум, 20% своего населения. В целом схожие процессы происходят и у нас. Конечно, с поправкой на то, что многие уехавшие из крупных (и не очень) городов украинцы отправились на поиски лучшей доли в Польшу и Словакию, Италию и Испанию. Но сравнение проблем именно с Детройтом для ситуации в нашей стране уместно.

Киев и область должны стать технологическими кластерами третьей и четвертой промышленных революций          

Города развиваются и процветают тогда, когда в них много разных по масштабу компаний и хорошо образованных жителей. Детройт некогда и сам был шумным ульем мелких изобретателей, связанных друг с другом деловыми отношениями. Однако, необычайный успех великой идеи Генри Форда, сначала вознеся Детройт к вершинам, через некоторое время разрушил старый креативный город. Рост Детройта в ХХ веке привел к тому, что на огромные фабрики пришли сотни тысяч слабо образованных рабочих. И если промышленное разнообразие, предпринимательство, креативность и образование приводило к инновациям, то последовавшая за успехом Форда модель Детройта как города-завода, привела к его упадку.

Эпоха крупного промышленного города закончилась на Западе, заканчивается она и в Украине. Что мы отчетливо видим на примерах Днепра (который еще в 2011 году утратил статус города-миллионника) и Запорожья, Кривого Рога и Херсона (в котором население сократилось в сравнении с 1991 годом на 19%) . Нам нужно искать новые смыслы и мотивы для развития крупнейших украинских городов.

Нужно понимать, что значительный плюс крупных городов состоит в минимизации физического пространства между людьми и компаниями. Однако ошибкой является убежденность в том, что для того, чтобы наши крупные города могли вернуться к успешному развитию, достаточно лишь масштабных строительных проектов, грандиозных офисных башен и высокотехнологичных транспортных систем. Все это нужно, но его недостаточно.

Очевидно, что Киев и область должны стать технологическими кластерами третьей и четвертой промышленных революций. Думаю, что успех Киева будет базироваться на промышленной инженерии и промышленном дизайне, на максимально перспективных информационных и финансовых технологиях (например, BigData, блокчейн), финансовых услугах, управленческом консалтинге. Инновации имеют склонность накапливаться в таких местах, как Киев, так как здесь идеям проще пересечь улицы и коридоры, чем, как в других случаях, преодолеть страны и континенты.

Думаю, что аналогичная модель развития вполне может быть реализована и в Харькове, городе с мощным научно-техническим потенциалом. Кроме того, думаю, что как первой, так и второй столице Украины стоит присмотреться к опыту Милана. Этот бывший промышленный гигант добился серьезного успеха, в том числе, и благодаря развитой системе образования. В первую очередь я имею в виду Миланский политехнический институт и Миланский университет. Промышленность позволила Милану возродиться после Второй мировой войны, но силы глобализации и новые технологии (объясняющие описанный выше упадок Детройта и всего «Ржавого пояса» в США) привели Милан к кризису в начале 1970-ых годов. Однако, человеческий капитал позволил Милану заново изобрести себя, найти место в эпохе, когда идеи ценятся выше машин и механизмов. Учитывая неутраченный потенциал и колоссальный опыт образовательных и научных учреждений Киева и Харькова (и Львова тоже), стоит воспользоваться опытом Милана. Кстати, производительность труда на душу населения в Милане в 1,5 раза выше, чем в среднем в Италии.

Однако, все больше людей выбирают себе место жительства, не только исходя из критерия производительности в том или ином городе, но также исходя из доступных в этом городе удовольствий. Вернусь к Киеву. Еще одним важным направлением развития столицы Украины может стать сфера развлечений. Удовольствия и развлечения – весьма мощный фактор. Талант мобилен, и он ищет подходящие места как для потребления, так и для производства. Киев обладает многими необходимыми изначальными условиями для того, чтобы предоставлять своим жителям и гостям изобилие развлечений – классические и новаторские театры, музеи, площадки классического музыкального искусства, рок и поп-концерты, фэшн-индустрия, спортивные мероприятия, многое другое.

Одесса. «Жемчужине у моря» стоит попытаться стать украинским Гонконгом или Макао. Тут важно вспомнить, что, например, экономический расцвет Нового Орлеана приходится на конец первой половины XIX века, когда это был крупный порт предвоенного Юга. Потом город долго стагнировал, а начиная с 1960-х годов терял население, поскольку, как и в случае с Детройтом, изменение технологий привели к тому, что важность доступа к порту Нового Орлеана стала снижаться, что усугублялось множеством бюрократических процедур, которые снижали привлекательность этого порта. Если мы не хотим, чтобы подобные процессы активно проходили у нас, нужно действовать. При достаточно осторожном отношении к свободным экономическим зонам, нужно максимально тщательно взвесить все плюсы и минусы использования модели «порто-франко» в славящейся в том числе и своим портом Одессе. По аналогии с Гонконгом, имеет смысл рассмотреть целесообразность перехода в Одессе к минимизации различных ограничений в перемещении товаров и грузов. Вспомним Афины, которые выросли на торговле вином, оливковым маслом, пряностями и папирусом. Как портовый город Одесса имеет успешный исторический опыт и серьезный потенциал. При грамотном подходе и применении соответствующих инструментов, это может дать мощный импульс развитию города, региона, да и областей, соседних с Одесской, тоже. Но стоит понимать, что «порто-франко» - инструмент, которым нужно уметь эффективно пользоваться. Уместно вспомнить и высказывание Вилфреда Лу, вице-президента компании JURONG Consultants: «Управление СЭЗ похоже на воспитание ребенка – необходимо постоянно поддерживать ее развитие, пока она не сможет эффективно работать самостоятельно». Однако было бы неразумно не пользоваться имеющимися возможностями – морские перевозки по-прежнему исключительно привлекательный вид бизнеса, перспектива сохранения за ними лидерства вряд ли подлежит сомнению (по некоторым оценкам себестоимость морских перевозок в 4-6 раз ниже, чем себестоимость перевозок грузов по железной дороге).

О Львове. Похоже, город сделал свой выбор – избрал модель туристического центра. Не хочу останавливаться на проблеме, которая сейчас автоматически ассоциируется со Львовом (вывоз мусора) - очевидно, что, если ее не решить, это может значительно осложнить перспективы развития города в качестве украинской «туристической Мекки». Хочу предложить задуматься о том, что вместе с серьезными успехами в плане ресторанов, кафе и всевозможных креативных развлечений, Львову, с его мощными культурными традициями, стоит все же больше внимания уделять консервативной составляющей – театрам, музеям, картинным галереям (но, в плане музеев обязательно нужно учитывать опыт современных европейских музеев, которые делают акцент на интерактивности). Акцент на развитие в этом направлении позволит не просто привлечь дополнительное количество туристов, но и повысить качество гостей города – в пользу интеллектуалов, многие из которых является более платежеспособными туристами. Цепь художественных инноваций, созданная художниками и композиторами, живущими вместе в густонаселенных городах, очень похожа на ту гораздо более прозаичную цепь изобретений, которые подарили нам, к примеру, водопровод и ценные бумаги. В пользу развития Львова может сыграть традиционная креативность его жителей, благодаря которой некоторые города мира становятся не только производительными местами, но местами радостными.

В рамках одной статьи невозможно дать комплексную оценку перспектив развития крупных украинских городов (особого внимания заслуживают проблемы крупных индустриальных украинских городов, которые утрачивают темпы и качество развития в силу смены промышленной парадигмы в мире, но это тема для отдельного материала). Однако, в отечественном экспертном дискурсе, к сожалению, не велик удельный вес вопросов развития крупнейших отечественных городов и прилегающих к ним территорий. Это тревожит. Известный американский ученый, специализировавшийся на теориях систем, Рассел Акофф говорил – «Планируйте. Иначе спланируют вас». Убежден, что мы обязаны применять эту максиму, в том числе, и при рассмотрении вопросов развития городов Украины. 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.