3 декабря 2016, суббота

Как научить детей жить в будущем

комментировать
Никто в нашей стране не начинает готовить мастеров-печатников для 3D-принтеров, операторов дронов, специалистов по краудфандингу и финтеху

Будучи преподавателем нескольких вузов, в том числе и зарубежных, я на протяжении длительного времени стараюсь подмечать, собирать и систематизировать актуальные тенденции образовательного процесса. В этой колонке хочу поделиться с соотечественниками своими соображения о тенденциях образования в современном мире. Тенденциях, которые упустить Украине будет преступно. 

Начну с самого важного. Образовательный процесс должен быть адекватен тому уровню экономического развития страны, который мы хотим достигнуть, и поэтому должен учитывать тенденции развития современной мировой индустрии. Иначе кому нужны будут специалисты, после того как они закончат свое профессиональное образование, если в народном хозяйстве не будет для них рабочих мест?

Например, Украина выпускает огромное количество юристов и экономистов, в то время как в мире, в рамках идущей сейчас промышленной революции, создаются новейшие экспертные юридические и экономические программы (ПО), которые сделают излишними значительное число указанных специальностей уже в ближайшее время (ориентировочно за 5-10 лет). Но наша система образования совершенно не учитывает эти тенденции развития. Нам нужно больше инженерных специальностей. Но никто в нашей стране не начинает готовить мастеров-печатников для 3D-принтеров, операторов дронов, корпоративных дезорганизаторов и цифровых кураторов, специалистов по краудфандингу и финтеху, а также других профессий уже скорого будущего экономики.

Современная экономика уже через 10-15 лет, после того как в этом году многие украинские студенты получат профессии, будет отличаться от нынешней больше, чем экономика начала 1920-х годов отличалась от экономики второй половины XIX века. Поэтому Украине радикальнейшим образом следует заняться реформой образования, чтобы уже через 5 лет оно не превратилось в своей основной массе (за исключением инженерных специальностей и преподавания точных и естественных наук) в бессмысленное занятие, на которое общество будет выбрасывать денежные средства без какой-либо выгоды для него.

Мне кажется, что все будущие инновации нашего национального образования следует разделить для удобства на две группы:

- инновации, связанные с содержанием образования;

- инновации, связанные с организацией процесса обучения.

В условиях открытого мира становится важным не столько IQ, сколько умение слышать других людей

В первую группу должны отбираться инновации, связанные с качественными специальностями, которые с высокой степенью вероятности будут использоваться в мировой и украинской национальной промышленностях в ближайшие 10-15 лет. На более дальний срок, учитывая высочайшую динамику промышленного развития в мире, вряд ли возможно что-то достоверно спрогнозировать. Для создания таких специальностей следует тщательно мониторить и изучать тенденции развития мировой промышленности. Образовательный процесс обучения студентов по новым специальностям, которые будут востребованы, следует активизировать, устаревшие специальности – беспощадно сокращать, а то и закрывать.

Предвижу вопрос продвинутых читателей – а кто же будет этому в Украине учить? Поскольку такие новые профессии, как правило, незнакомы преподавательскому составу, то предстоит переобучение огромного количества преподавателей. Иного пути нет. Так что изменения будут происходить на всех уровнях образовательного процесса.

С этой целью придется привлекать для переобучения и воспитания новых кадров преподавательского состава как иностранцев, уже освоивших эти профессии, так и экспатриантов, готовых вернутся на родину, для этого им придется создать самые хорошие условия, в том числе и финансовые.

Преподавателей, не соответствующих новейшим высоким уровням современного преподавания, придется отчислять. Поэтому необходимо будет зарезервировать денежные средства для смягчения психологического шока от увольнения, и предоставить им возможности иной социальной адаптации. Мы не может поступить по-другому, на кону выживание нации в целом. Для нас критично важно качество будущих технических кадров нашей промышленности.

IBM, например, прогнозирует, что классная комната будущего будет предоставлять преподавателям информацию о каждом студенте персонально. Преподавателям будет доступна информация обо всех результатах тестирований, посещаемости и особенностях поведения, в том числе и на всех интернет-платформах, относительно каждого студента. Сложная аналитика (big data) даст преподавателям понимание того, какие трудности испытывают студенты в образовательном процессе, и предложить им конкретные шаги для их преодоления.

Интересны для нас и образовательные инновации швейцарца Питера Лоранжа. Он недавно ушел с должности поста президента международной бизнес-школы IMD (Швейцария), и основал свою бизнес-школу – Институт Питера Лоранжа в Цюрихе. Там он отказался от системы штатных профессоров. Все лекции читают приглашенные преподаватели из лучших университетов мира, делая особый упор на практику.

Лоранж настаивает на встраивании бизнеса в образование, состоящем в разборе реальных примеров из текущей практики бизнеса, и к тесному сотрудничеству с корпорациями. Один из главных его методов – это интегрированность бизнес-предметов. Вместо того, чтобы, например, преподавать отдельно маркетинг, за ним – финансовый анализ и после этого операционный менеджмент, Лоранж объединяет маркетинг, коммуникации, инновации в единый блок, что позволяет студентам понять тему целиком. По мнению Лоранжа, программы MBA в первую очередь обязаны развивать личность и лишь затем должны добавляться управленческие инструменты и знания. 

В условиях открытого мира становится важным не столько IQ, сколько умение слышать других людей. Эти навыки становятся обязательными для успешного и эффективного управления любым бизнесом. Они очень важны в Украине – немалому числу соотечественников интеллекта не занимать, но неумение толерантно коммуницировать не позволяет эффективно использовать интеллектуальные способности (с пользой для себя и для государства).

Во вторую группу изменений нашего национального образовательного процесса должны войти инновации, связанные с удаленным образованием. Возможности удаленного образования предоставлены крупнейшей информационной инновацией конца прошлого века - интернетом. Можно сказать, что сейчас возможности, предоставленные интернетом практически никак не актуализованы нашим государственным образованием. Они – возможности, предоставленные интернетом, и отечественное образование - существуют как бы в параллельных реальностях. Каждое само по себе. Это необходимо изменить. Удаленное интернет-образование уже сегодня должно стать важным фактором, помогающим усилить качество традиционного образовательного процесса, а для каких-то слоев населения страны и стать основным. Современные возможности показывания на планшетах и компьютерах качественного видео- и аудио- по демонстрации учебных лекций и семинаров (в том числе интерактивных), позволяют во многих случаях заменить трудоемкий и высокозатратный для украинской экономики традиционный процесс образования. Современное поколение, которое с младых ногтей является участником социальных сетей и охвачено геймификацией, с радостью примет эти социальные образовательные инновации.

Удаленное образование дает возможности значительной масштабизации образования. Профессор Стэнфорда Себастьян Трун (его мы знаем еще и как разработчика беспилотных автомобилей Google) с помощью удаленных онлайн-курсов подготовил больше студентов, чем за всю предыдущую карьеру. Венчурные капиталисты уже вложили в образовательный старт-ап Труна Udacity миллионы долларов.

Все эти изменения в образовательном процессе по словам известного американского аналитика Клейтона Кристенсена радикально меняют лицо будущего мирового образования. Оно уже никогда не будет таким, каким мы его знаем сейчас. И мы должны начинать подготовку к этим изменениям прямо сейчас, чтобы окончательно не потерять остатки тех конкурентных преимуществ нашего национального образования, которые позволили нам когда-то стать космической державой (в рамках СССР). Мы должны сохранить традиции, добавив к ним новые подходы к образовательному процессу, характерные для XXI века.

Деньги найти на это жизненно необходимо. Источники? Прекратить массу бессмысленных мероприятий вроде переименований улиц, сноса-переустановки памятников. Пореже затевать разнообразные местные выборы. Прекратить барствование в госкомпаниях за счет державы. Навести военный порядок в госзакупках и ввести ответственность «по законам военного времени» за преступления в этой сфере. Существенно оптимизировать структуру НАНУ, отраслевых академий и учебных заведений.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.