19 февраля 2017, воскресенье

Что необходимо Украине для экономического чуда

комментировать
И почему альтернативы проведению децентрализации нет

В последнее время децентрализация является одним из наиболее обсуждаемых в Украине вопросов. Однако при всей ожесточенности дискуссий, на практике все ограничивается исключительно косметическими действиями властей в данном направлении. Что такое децентрализация, почему эта тема должна быть в числе первоочередных действий в рамках украинских реформ, что и как правильно делать, я расскажу в этой колонке.

Во время второй волны промышленной революции (конец XIX века - первая половина XX века) стало понятно, что централизованное управление массовым промышленным производством того времени, наличие класса бюрократов-управленцев как в корпоративной секторе, так и в государственных органах, экономически более эффективно, чем в прежнюю экономическую эпоху.

Управление на огромных вертикально интегрированных заводах Генри Форда, который в свое время (в начале 1920-х годов) контролировал до 80% мирового производства автомобилей, осуществлялось с помощью огромного класса профессиональных бюрократов-менеджеров. Этот феномен стал эталоном не только для корпоративного управления в бизнесе, но и эталоном для управления в государственных органах. И действительно, именно планирование из центральных аппаратов, сосредоточенных наверху управленческой пирамиды, стало основной парадигмой управления как в капиталистическом мире, так и в мире социализма, в котором оно приобрело особенно уродливые формы.

Однако по мере развития информационной революции, радикально изменившей в конце XX века философию управления промышленным производством, а также соответствующего увеличения низовой экономической активности масс и роста качества их решений, стало понятно, что сохранение крупных централизованных структур управления экономикой не отвечает современной действительности. Это, кстати, и стало основной причиной краха СССР. Госплан, как сверхцентрализованный «монстр» по управлению экономикой СССР, начисто проиграл соревнование с мобильной западной экономикой, в которой основная масса решений принималась на местах.

Но идеи умирают медленно, и, зачастую, делают это только вместе с их носителями. Корпоративное управление экономикой даже на Западе иногда еще представляет собой громоздкие пирамиды, где многие начальники имитируют мудрое руководство.

Особенно это характерно для неразвитых в экономическом смысле государств, к которым теперь принадлежит Украина. В последние десятилетия украинская политика представляет собой процесс, в рамках которого очередная волна популистов-политиков приходит к власти, обещая избирателям «все и вся». Потом, естественно, политики не справляются с этим валом ничем не обеспеченных обещаний, и, наигравшись, уходят, чтобы уступить место очередной волне популистов. А народ остается с теми же нерешенными проблемами.

Отвечает ли централизованное управления задачам, которые ставят перед собой эти горе-политики? Безусловно, да. Если не ставить перед собой задачи реформирования политической системы и экономики страны, а видеть только задачи перераспределения экономической ренты в свою пользу, то централизованное управление наиболее адекватно таким задачам. Но если не на словах, а на деле проводить сложнейшие политические и экономические реформы, успех которых зависит, по меткому выражению Дарона Асемоглу, от степени вовлеченности всего общества в дело управления государственной политикой, то – нет, не отвечает. Именно степень распределенности управленческой власти будет иметь решающее значение для успеха этих реформ.

Чем больше важных мероприятий будет проводиться на местах, а не в Киеве, тем лучше

Современные информационные технологии позволяют вовлечь здоровые силы общества в процесс реального реформирования. В науке и экономике развитого мира есть проекты, когда сетевым образом распределенные команды решали сложнейшие задачи, реализовать которые было бы невозможно в условиях использования централизованного планирования и управления.

Приведу два ярких примера - создание операционной системы Linux и расшифровка генома человека. По оценкам ученых, централизованная расшифровка генома человека, если бы при этом использовалось традиционное централизованное управление, потребовала бы намного больше времени – дополнительные десятки лет и многие миллиарды долларов инвестиций. А разработка открытого ПО Linux вообще не была бы возможна при централизованном управлении. И ведь сейчас это - основное ПО там, где нужна особенно высокая надежность работы систем, например, оно используется для ядерных станций и управления военными объектами развитых стран. Высокое качество ПО Linux было обеспечено как раз за счет того, что процесс его создания и производства был децентрализован.

Подобных примеров много. Вот поэтому украинские реформы сейчас невозможны без децентрализации. Пирамидальные управленческие системы в современном информационном мире не имеют шансов на выживание. Они просто не смогут конкурировать с открытыми управленческими системами развитого мира. В рамках так называемого исключающего мирового технологического развития (когда более совершенный технологический уклад вытесняет менее совершенный) они будут разрушены под давлением более эффективного внешнего управления. Единственный вариант консервации текущего положения вещей - закрыться от внешнего мира (вспоминается пример Северной Кореи), что теоретически возможно, но вряд ли кто-то из нынешней украинской власти отважится на это, помня о Майданах.

Значит, альтернативы децентрализации в Украине нет. И это не прихоть, а единственный способ выживания в современную эпоху.

Каждый месяц промедления в проведении децентрализации только усугубляет наше и без того неважное политическое и экономическое положение. Вместо того, чтобы решать проблемы с помощью новых децентрализованных методологий государственного управления, мы их только создаем и нагромождаем одна на другую, чтобы в конце концов утонуть под их грузом.

Какие первоочередные меры мы должны предпринять, чтобы процесс децентрализации наконец заработал:

1. Если власти всячески тормозят децентрализацию, то ничего не остается, кроме как продолжать оказывать всяческое общественное давление на украинских политиков, как во время очередных выборов, так и в межвыборный период, для того, чтобы рычаги принятия решений передавались на места. Иначе никто из них не подвигнется ни на йоту в этом процессе, так как, и я уже это говорил, сохранение нынешнего положения вещей в государственном управлении им выгодно с точки зрения контроля над экономикой в свою пользу.

2. Необходимо сформировать национальное общественное движение, выступающее за децентрализацию Украины. В это движение должны войти лидеры мнений - национально ориентированные политики, украинские ученые и программисты, предприниматели, историки, культурные антропологи, журналисты-прогрессисты, писатели, художники. Все, кто разделяет здравые идеи децентрализации страны. Пропаганда этих идей в общественном сознании - единственный выход преодоления застойной ситуации в решении этой проблемы.

3. Активно способствовать созданию практики децентрализации на местах. Не только декларации, но и дела. Чем больше важных мероприятий будет проводиться на местах, а не в Киеве, тем лучше. В перспективе Киев должен стать, пусть самым крупным, но всего одним из городов Украины, а не тем городом, где все важное в стране и происходит. В конце концов, неужели Львов или Днепр достойны этого меньше, чем Киев?

Данные мероприятия смогут начать процесс изменения парадигмы украинского общественного и государственного развития в сторону современного мирового развития -  мира социальных сетей, облачного программирования, коллаборативной (общественной) экономики, экономики блокчейна, и решений по созданию искусственного интеллекта.

Только децентрализация сможет сделать Украину современным государством нового промышленного развития с устойчивым внешнеполитическим положением. Потому как эффективные экономические реформы без народного участия не состоятся. А эффективное участие народа в политических и экономических реформах в рамках централизованного управления экономической жизнью в стране при том, что центральные органы всячески саботируют проведение реформ, невозможно.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.