28 июля 2016, четверг

5 вызовов Кабмину и Нацбанку

комментировать
Нельзя надеяться на США, МВФ и помощь извне – никто нас не спасет, если мы не будем действовать самостоятельно

В прошлой колонке я говорил об объективных рисках, с которыми Украина столкнется в 2016 году. Сейчас же хочу поговорить о проблемах, вызванных неправильной политикой.

1. Зона свободной торговли с Европейским сообществом

На протяжении последних лет тема ЗСТ с ЕС является «священной коровой» украинской политики. А после событий 2014 года о ней можно говорить или только хорошее, или молчать. Я глубоко уважаю выбор нашего народа, и мой личный выбор является таким же. Кстати, именно в мою бытность министром экономики мы начали переговоры о ЗСТ с ЕС и провели 19 раундов переговоров. Но в дальнейшем отсутствие профессиональной дискуссии относительно выгод и потерь от ЗСТ с ЕС вызывает довольно неприятные ассоциации.

Остановлюсь исключительно на экономической составляющей данного процесса.
Я считаю, что те условия, на которых мы подписали ЗСТ с ЕС, невыгодны для Украины, и мы будем ощущать их негативное влияние минимум на протяжении ближайших 3-4 лет. Мы не готовы к тем обязательствам и условиям, которые приняли.

Еще раз замечу, что я сейчас рассматриваю не геополитический выбор страны, а только экономическую составляющую ЗСТ. Выгоды, которые мы получили от Зоны свободной торговли, не перекроют потери, которые мы понесем от, во-первых, открытия внутреннего рынка для европейских производителей и, во-вторых, потерь на восточном направлении торговли.

Среди таких «преференций», в частности, квотирование – нетарифное ограничение в торговле. Так, по состоянию на 8 января 2016 года европейским покупателям были открыты квоты на поставки в ЕС 295,4 тыс. т украинской пшеницы, что составило 31,1% от годовой квоты. Квота на импорт кукурузы в размере 400 тыс. т была выбрана импортерами полностью.

Достижение роста даже на уровне 1-2% будет зависеть только от нас

2. Новый Меморандум с МВФ

Подписание каждого очередного Меморандума о сотрудничестве с МВФ сопровождается победными лозунгами, что это позволит, во-первых, стабилизировать валютный рынок в стране, а, во-вторых, станет позитивным сигналом для иностранных инвесторов. А что мы имеем де-факто? Правительство уже практически два года сотрудничает с МВФ. Я думаю, напоминать о валютном рынке за эти два года и «инвестиционном буме» в стране будет не уместным. И при этом мы выполняем рекомендации МВФ - рост тарифов, замораживание социальных выплат, свободное курсообразование и тому подобное. А экономические перспективы страны при этом становятся все более туманными и недостижимыми.

Дело в том, что рекомендации МВФ не нацелены на стимулирование экономического роста и обеспечения процветания страны. Главная их цель – не допустить «заражения» дестабилизационными процессами других стран через каналы движения капиталов и товаров.      

При этом мало кто реально оценивает профессиональный уровень экспертов МВФ и их способность отойти от книжных постулатов реализации экономической политики в странах с переходной экономикой. Поэтому и рекомендации обычно одни и те же: сократить дефицит бюджета, уменьшить социальные расходы, повысить тарифы, реализовывать политику гибкого валютного курса.

Сейчас правительство и НБУ получают очередную порцию экспериментальных предложений экспертов фонда, не оценивая их возможные последствия и не прорабатывая альтернативные предложения. А они являются крайне необходимыми. Если в 2016 году не запустить экономику – мы ее потеряем. Необходима программа модернизации. Действия по принципу «состояние пациента тяжелое, но стабильное» - это путь к окончательному превращению Украины в страну из группы сырьевых низкоразвитых экономик.

3. Девальвационное латание бюджета

Даже предварительный анализ бюджета показывает, что ожидания в отношении поступлений налогов и сборов в 2016 году с учетом принятых налоговых решений являются слишком оптимистичными и их выполнение возможно при условии очередного обесценивания гривни.

4. Неумелая и поспешная налоговая реформа

Действующий Бюджетный кодекс имеет норму, в соответствии с которой любые изменения в налоговое законодательство должны быть приняты не позднее, чем до 1 июля года, предшествующего введению налоговых новаций. А у нас налоговая реформа была проголосована депутатами 25 декабря, и ее основные нормы вступили в силу уже с 1 января 2016 года. При этом принятый вариант – это совсем не то, что в конце года худо-бедно обсуждалось в экспертных кругах.

Бизнес в очередной раз перед самым началом нового финансового года был поставлен перед фактом. Бизнес вынужден жить от решения к решению - о какой конкурентной борьбе можно говорить в такой ситуации?

Понятно, что никакого основательного экономического анализа введенных налоговых новаций и их последствий для экономических субъектов никто не проводил и не мог провести, учитывая процедуру и сроки принятия решений. Значительная часть подзаконных нормативно-правовых актов, которые должны быть приняты, еще даже не разработана. Все это формирует лишь хаос в налоговой системе, которая наоборот должна быть очень тонкой материей, изменения в которую должны вноситься только после всеобъемлющего анализа с хирургической точностью.

Но даже и это не главное. Успех налоговой реформы в значительной мере зависит от доверия со стороны экономических субъектов к налоговым новациям и их стабильности. Участники рынка должны быть уверены, что изменения будут работать хотя бы несколько лет, у них должна быть возможность формировать бюджеты компаний в октябре-ноябре, исходя из уже известных и утвержденных ставок налогов и сборов. До тех пор, пока этого не будет, даже самые лучшие и прогрессивные экономические и налоговые решения будут лишь усиливать недоверие к действиям власти со стороны юридических и физических лиц, что в наших реалиях побуждает их оставаться в тени.

5. Вызов модернизации

В 2016 году Украина должна начать широкомасштабную программу модернизации экономики. И речь идет не о простом обновлении производственных мощностей. Речь идет об определении Украиной того места в мире, которое она стремится занять в будущем и поиск путей и средств его достижения. Конечно, ни один из нас не хочет остаться сырьевым придатком России, Европы, США или какого другого сильного партнера. Мы желаем и можем достигать значительных успехов в развитии высоких технологий. Мы все видим, что за этим будущее. Главным вызовом на пути этого выбора является ресурс и наше собственное желание.

Что касается ресурса – проведение на протяжении последних двух лет жесткой денежно-кредитной политики сформировало безумный дефицит денежного ресурса. Но даже те средства, которые являются свободными, не направляются на инвестиционные проекты. Банки, как и «собака на сене», и сами не используют и другим не дают. Причин множество: высокие риски кредитования, неэффективная система залога, высокая стоимость ресурса, отсутствие хороших инвестпроектов и прочее. Бизнес, который имеет этот ресурс, через недоверие к власти, коррупцию, отсутствие четких сигналов от власти относительно перспектив развития выводит капитал за пределы страны. Приток капитала извне, на который так надеется наша власть – мы также не наблюдаем.

Это порочный круг должен быть разорван – и это прямой вызов правительству и НБУ. Но при анализе заявлений представителей этих главных субъектов экономической политики кажется, что все их надежды на лучшее почему-то преимущественно связаны с помощью извне – от МВФ, США, Европы, Великобритании, иностранцев в правительстве. Они почему-то настойчиво считают, что мир только и думает, как и каким образом помочь спасти Украину. К сожалению, это не так. Никто никого спасать не будет до тех пор, пока мы сами не спасем себя. К сожалению, все хотят изменений, но только единицы хотят меняться.

Мы все с вами понимаем, что само по себе в экономике ничего не изменится, ситуация волшебным образом не улучшится. Поэтому достижение даже незначительного экономического роста на уровне 1-2% в 2016 году будет зависеть только от нас. А на главный вопрос – «способна ли власть ответить на эти вызовы и измениться?» - пусть каждый ответит самостоятельно.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.