11 декабря 2016, воскресенье

Когда украинцы смогут перейти на id-карты

комментировать
Id-карта гражданина – это его паспорт, водительские права, ИНН, цифровой идентификатор и медицинская книга в одном формате

В июне 2011 года ЕДАПС бодро отрапортовал, что технически Украина готова к производству id-паспортов, и только спустя 5 лет свою готовность продемонстрировала и Верховная Рада. Какими только эпитетами не назвали украинскую id-карту популисты и сопричастные: начиная от всеукраинской технологической революции и заканчивая пропуском в мир счастливой и богатой жизни без коррупции. И первое, и второе верно, если бы на дворе были 90-е или начало 2000х. Нет, я нисколечко не пытаюсь преуменьшить то, что сделали разработчики и лоббисты уже принятого закона. Но называть прорывом и успехом процесс впрыгивания в последний вагон уходящего поезда тоже не совсем верно. Этот закон не идеален, и его принятие – это только первый шаг, а не победа.

В первую очередь, исполнительной власти придётся очень упорно бороться с коррупцией и ментальными ретроградами на местах, которые будут ответственны за выдачу или внесение информации на id-карту. Я много времени провожу в округах и вижу уровень технической оснащенности местных органов исполнительной власти. Чтобы маховик украинской инновационности закрутился в полную силу, нужно начать с элементарного – техники и уровня квалификационной подготовки. К сожалению, на этом этапе энергии и желания волонтёров, верящих в цифровизацию Украины, будет мало, необходима всесторонняя поддержка государственных чиновников.

Украина является 31-й страной в мире по количеству населения, которое проживает на одной из самых больших территорий в Европе с огромными природными ресурсами. С таким потенциалом мы находимся на 83 месте в рейтинге Doing Business, а маленькая Эстония, которая не один раз предлагала нам помощь, в этом же рейтинге на 31 месте. И одна из основных причин этого - прозрачность государства и предоставляемых государством услуг для бизнеса и граждан. В наличии у нас политической воли и стремления к прозрачности на высшем государственном уровне пока что есть сомнения.

Верховная Рада заложила фундамент цифровизации страны и подняла шлагбаум перед прорывными инновационными решениями. Что должно произойти дальше? Самое основное и сложное – это объединение всех существующих государственных реестров в единый банк данных. Id-карта гражданина – это его паспорт, водительские права, ИНН, цифровой идентификатор и медицинская книга в одном формате. А вы хоть раз видели в государственной поликлинике электронную медицинскую книгу, которая может быть синхронизирована с остальными данными о гражданине?

Сейчас более 50 стран мира находятся на разных этапах внедрения и усовершенствования id-карт

Но даже и это не самое сложное. Создание единого банка данных требует наличия сверхзащищённых электронных систем, такого же центра обработки данных, штата высококлассных специалистов, которые будут всё это обслуживать, и бюджета в миллионы долларов. Но даже если вопрос финансирования можно частично решить за счёт донорских денег и частных компаний по примеру проекта iGov, то что делать с чиновниками на местах, которым вся эта цифровизация совсем не нужна, и они будут всеми доступными способами вставлять палки в колёса и всячески демонстрировать своё нежелание что-либо реформировать. Приведу один пример, который проиллюстрирует сложность внедрения id-карты. Сейчас у нас работает пять различных реестров, которые никак между собой не синхронизированы и на обслуживание которых тратятся миллионы бюджетных средств. Чтобы их объединить в одну базу данных, помимо принятого закона, необходимы хозяин процесса и политическая воля и, к слову, при грамотной организации процесса сразу же появятся деньги и на id-карту. Только вопрос с вполне очевидным ответом: нужно ли это тем, кто обслуживает эти пять реестров?  

Не менее важный вопрос ответственности за процессы цифровизации в стране. Ведь за два года и со сменой правительства он так и не решён, не смотря на несколько громких заявлений. Если профильные министры каждый по-своему будут рассказывать, анализировать и прогнозировать процесс внедрения id-карты, то на выходе мы опять-таки вернемся к тому с чего начали, только освоим те самые несколько миллионов долларов.

Сейчас более 50 стран мира находятся на разных этапах внедрения и усовершенствования своих id-карт. Сингапур был одним из первых, внедрив еще в 2000 году цифровой паспорт для своих граждан. Помимо Эстонии, для Украины полезным может быть пример Малайзии и Германии, с практически аналогичным набором возможностей id-карты, как планируется и в Украине. Опыт этих стран показывает, что идентификации, водительских прав, медкнижки и банковского счёта по сути достаточно для получения всех государственных услуг.

Теперь о сроках внедрения id-карты в Украине. В целом говорить о сроках в Украине дело неблагодарное и малоперспективное, но тем не менее. Маленькая Латвия окончательно утвердила внедрение id-карты в 2011 году. Проект по внедрению был готов к запуску с стартовал в 2013 году. Объективно говоря, в Украине мы не можем рассчитывать на такой короткий срок, моя оценка – не менее пяти лет, и это при условии полного содействия со стороны государства и достаточного уровня финансирования. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.