3 декабря 2016, суббота

Дайте Гройсману шанс

комментировать
Еще слишком рано, чтобы оценивать, насколько успешно проводит реформы премьер. Но Западу не следует торопиться с негативными выводами

За первые восемь недель на посту украинский премьер-министр Владимир Гройсман в основном вызвал негативную реакцию со стороны западных аналитиков. Принимая во внимание тесную связь Гройсмана с президентом Петром Порошенко, наблюдатели опасались, что молодой премьер-министр будет не более, чем подпевалой. Его назначение описывалось разными экспертами как «все по-старому», «не лучший выбор» и воспринималось как признак того, что новое правительство, «вероятно, будет менее реформаторским и компетентным».

Несмотря на то, что законные основания для того, чтобы усомниться в целесообразности назначения Гройсмана, действительно есть, этот пессимизм не разделяет одна из весьма значимых групп: активисты гражданского общества, которые больше всех заинтересованы в успехе украинских реформ.

«Хотя у международного сообщества были некоторые вопросы по поводу Гройсмана из-за его истории, вероятность того, что он будет продвигать реформы, весьма реальна, поэтому в целом мы осторожно оптимистичны», - сказала Олена Галушка, менеджер по международным отношениям Реанимационного пакета реформ, 6 июня.

По словам Инны Борзило, главного исполнительного директора общественной организации Центр UA, менее чем через неделю после назначения Гройсман инициировал встречу с двадцатью экспертами гражданского общества, чтобы обсудить с ними свои планы реформ.

«Он явно понимает как политические риски, так и возможности, которые дает ему назначение премьером, и что неудача будет большим шагом назад», - сказала Борзило.

Первые действия Гройсмана, похоже, подтверждают оптимистичный взгляд гражданского общества. Еще до официального назначения он боролся за то, чтобы назначить ряд союзников на посты в Кабмине, что является признаком определенной независимости. Что касается прозрачности, то Борзило отмечает, что Гройсман уже создал новую рабочую модель для обоих министерств и офиса премьер-министра, предписывающую регулярное сотрудничество с экспертами и активистами.

Став премьер-министром, он быстро перешел к двум основным экономическим реформам. 27 апреля Кабмин Гройсмана одобрил уравнивание цен на природный газ как для розничных потребителей, так и для предприятий. Если парламент одобрит решение Кабмина, это будет означать облегчение для национального бюджета, обремененного субсидиями для потребителей газа, стимулом для потребителей более эффективно использовать энергию. Реформа создаст потенциал для улучшения торгового баланса, а также сокращение объемов импорта российского газа. И, пожалуй, самое главное - единый рынок газа положит конец коррупционным схемам теневых посредников.

Прагматичность Гройсмана – аргумент в его пользу

Совсем недавно кабинет Гройсмана одобрил приватизацию Одесского припортового завода после нескольких лет задержки. Это будет третья по величине приватизация в истории Украины; Гройсман сообщил, что правительство стремится увеличить число претендентов на завод, уменьшая тем самым возможность закулисных сделок. Это первая крупная приватизация после избрания Порошенко, и если за ней последуют другие крупные продажи, это может сыграть играть важную роль в стимулировании роста экономики Украины, а также устранении коррупционных связей между олигархами и государственными компаниями. Тем не менее, МВФ и Европейский банк реконструкции и развития сообщили Гройсману, что процедура продажи не соответствует международным стандартам и может отпугнуть международных инвесторов.

Некоторые комментаторы утверждают, что драйвером реформ в данный момент является давление со стороны международного сообщества, а не украинское правительство.

Прагматичность Гройсмана – еще один аргумент в его пользу. Премьер понимает, что в расколотой Раде правительству сложно добиваться принятия значимых законов. Гройсман сказал активистам, что вместо этого сфокусируется на внедрении уже принятых законов при помощи правительственных постановлений и более эффективного управления.

Эта стратегия играет на сильные стороны Гройсмана как человека действия. Он был успешным мэром Винницы, где концентрировался на мелких деталях управления: развитии инфраструктуры города, ремонте дорог и парков, создании нового общественного транспорта, а также привлечения швейцарских инвестиций (около 170 миллионов гривен) на модернизацию отопительной системы. Борзило также утверждает, что и в качестве спикера парламента Гройсман был эффективным менеджером, оставаясь при этом открытым для консультаций с гражданским обществом.

Активисты проявляют осторожный оптимизм в отношении Гройсмана, но нового премьер-министра будут в конечном итоге оценивать по результатам – и у активистов есть длинный список реформ, принятия которых они хотят добиться от премьера.

На экономическом фронте РПР хочет, чтобы в список продаж крупных госпредприятий, помимо Одесского припортового завода, до конца года вошло, по крайней мере, три дополнительных крупных приватизации. Что касается поощрения иностранных инвестиций, то активисты хотят, чтобы правительство Гройсмана ввело «регуляторную гильотину», которая будет включать в себя упрощение валютного регулирования, а также упрощение процесса возврата НДС для иностранных инвесторов.

Эксперты также подчеркивают необходимость внедрения революционного нового закона о государственной службе Украины на уровне центрального правительства. РПР надеется, что это приведет к формированию нового Комитета старших госслужащих, а также назначению государственных секретарей в министерства и Кабмин, что поможет лучше управлять потоком документов. Что касается кадровой политики, то эксперты надеются, что Гройсман реализует часть закона о государственной службе, подразумевающей повышение заработной платы для государственных служащих, чтобы уменьшить соблазн коррупции.

Гражданское общество также хочет, чтобы премьер-министр продолжил передачу больших бюджетных полномочий на места. Принятый в прошлом году закон увеличил бюджетную децентрализацию, что привело к повышению местных бюджетных доходов. Для начала, РПР хочет, чтобы Кабмин оперативно принял решение об использовании одного миллиарда гривен, уже выделенного парламентом на поддержку местной инфраструктуры.

Для того, чтобы исключить возможность взяточничества, региональные проекты, финансируемые центральным правительством, должны присуждаться на конкурсной основе путем внедрения проекта по отдельным показателям эффективности. И, наконец, чтобы обеспечить дальнейший прогресс в области децентрализации, активисты попросили Гройсмана сделать высшего чиновника в каждом министерстве ответственным за реализацию программы децентрализации.

В сфере борьбы с коррупцией Гройсман может обеспечить необходимую политическую поддержку Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ) и Национальному агентству по предупреждению коррупции (НАПК). Transparency International Ukraine недавно призвала НАПК запустить новую электронную систему деклараций; согласно Transparency International Украина, правительство Гройсман может оказать помощь путем предоставления НАПК необходимой IT-инфраструктуры и средств для функционирования.

Недавно опубликованный план действий Гройсмана на 2016 год отражает приоритеты многих активистов, и во многих пунктах даже выходит за рамки их списка пожеланий. В документе подчеркивается, что украинцы должны контролировать процесс реформ, и это в значительной степени касается исполнения действующего законодательства. План включает в себя подробные матрицы для каждой реформы, определяющие точные шаги, которые должны быть приняты министерствами в конкретные сроки в течение года. Предоставляя такую исчерпывающую информацию, новое правительство показывает, что не боится быть привлеченным к ответственности за свою работу.

Еще слишком рано, чтобы судить о способности Гройсмана к проведению реформ; многое еще может пойти не так. Конечно, раскол парламента будет мешать, а в некоторых сферах, в частности, в борьбе с коррупцией, успех Гройсмана остается маловероятным без сильной поддержки со стороны других фракций. Однако, учитывая многообещающее начало работы нового премьер-министра и первоначальную положительную оценку гражданского общества, Запад должен не торопиться с выводами и дать Гройсману шанс проявить себя.

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Джоша Коэна. Републикация полной версии текста запрещена.

Впервые опубликовано на Atlantic Council

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.