7 декабря 2016, среда

Как Украине решить проблему офшоров

комментировать
Способ, который позволит законодательно сделать ведение офшорного бизнеса более прозрачным

Текст написан в соавторстве с Андреем Полищуком, менеджером налогово-юридического департамента компании «Делойт»

Нашумевшая история с панамскими офшорами получила вполне логичное развитие – украинские власти с рвением взялись урегулировать этот вопрос. В воскресенье вечером на сайте президента был обнародован план мер «для проведения эффективного, быстрого и глубокого процесса деофшоризации». Президент уточнил, что речь идет о внесении в Верховную Раду ряда законопроектов, которыми будет введен статус контролируемых иностранных компаний. Речь идет о внедрении механизма, который позволит взимать в Украине налоги с зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях компаний, принадлежащих украинским резидентам.

Очень важен тот факт, что на государственном уровне есть понимание того, что нельзя бороться с офшорами как таковыми. Если в темных переулках нет света, это еще не значит, что там прячется вор. Мировая тенденция – не запрещать офшоры (что ограничивает свободу предпринимательства), а стремиться «пролить свет», т.е. повысить прозрачность ведения бизнеса в зарубежных юрисдикциях и противодействовать использованию таких компаний с целью уклонения от налогов. Последние заявления свидетельствуют о том, что этим же путем последует и Украина.

Очень важно, какие механизмы реализации этого намерения будут избраны. Часто упоминается такая мера как деофшоризация, за которой стоит необходимость самостоятельно раскрывать конечных выгодоприобретателей офшорных компаний и декларировать их прибыль для целей украинского законодательства. У такого подхода есть как положительные, так и отрицательные стороны. В этой статье мы предлагаем обратить внимание на еще один механизм, который заслуживает большего внимания.

В рамках ОЭСР (организации, членом которой Украина не является, но есть надежда, что в будущем станет) для борьбы с незаконным уклонением от налогов были разработаны принципы BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). BEPS – это совместный план лидеров более 44 стран ОЭСР и G20, предусматривающий координацию противодействия уклонению или занижению компаниями налогов. Обязательство внедрить рекомендации BEPS взяли на себя все страны-члены ОЭСР и G20.

Мировая тенденция – не запрещать офшоры, а стремиться «пролить на них свет»

BEPS предполагает план действий, состоящий из 15 шагов. Одним из наиболее важных является шаг 13, который предусматривает подачу в налоговые органы так называемого «отчета в разрезе стран» (Country-by-country report). Данный отчет является дополнительным видом отчетности по трансфертному ценообразованию, положения о которой уже действуют в Украине. Отчет в разрезе стран – это документ, в котором представлена ключевая информация по всем странам, где ведется деятельность Группы. В частности, это такие показатели как активы, доходы, прибыль, налоговые выплаты, количество сотрудников и функции компании в каждой из стран, где она работает.

Только за последнее время о внедрении отчета в разрезе стран в рамках Шага 13 BEPS заявили Великобритания, Италия, Канада, Соединенные Штаты, Турция, Португалия, Румыния и ряд других государств.


Шаблон Отчета в разрезе стран

Шаблон Отчета в разрезе стран


Данный отчет должен подаваться материнской компанией группы, либо же любой из компаний группы, назначенной для этой цели. Отчет подается в налоговые органы по стране регистрации такого декларанта. В то же время налоговые органы из других стран, где представлена группа, могут запрашивать данный отчет в рамках обмена информацией. Так, многие транснациональные группы компаний, включая крупнейшие украинские холдинги с существенными активами за рубежом, уже начинают подготовку отчетов. Выглядит закономерным, что в какой-то момент украинские налоговые органы заинтересуются получением такой информации. В этой связи вполне логично закрепить необходимость ее подачи на законодательном уровне и в нашей стране.

Для некоторых холдингов, бизнес которых разросся по всему миру, сбор этой информации может оказаться достаточно затруднительным. Но сомнений нет, что подача компаниями такой отчетности в налоговые органы приведет к закрытию ряда «пустышек» и других компаний, функцией которых является налоговая оптимизация. Ведь включение их в отчет будет, словно красная тряпка для налоговых органов тех стран, где проводится основная операционная деятельность Группы компаний. Этого бизнес будет стараться избежать, убирая из структуры компании, функции которых несопоставимы с полученной прибылью.

На фоне мировых процессов, направленных на борьбу с уклонением от налогов и на повышение прозрачности бизнеса, адаптация украинского законодательства в соответствии с требованиями BEPS выглядит вполне логично. Это позволит нам сделать процесс владения офшорными компаниями более прозрачным, а также позволит нашему законодательству больше соответствовать ключевым мировым тенденциям.

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Александр Черинько   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.