22 ноября 2017, среда

Новая Реформация: как украинцам стать ближе к Европе

комментировать
Насколько мы готовы измениться, чтобы обрести шанс на иное будущее

Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о праздновании в Украине 500-летия Реформации, в котором «с целью признания весомого вклада протестантских церквей и религиозных организаций, выражения уважения их роли в украинской истории» поручается «разработать с участием представителей протестантских религиозных организаций Украины план событий по подготовке и празднованию в Украине 500-летия Реформации». Этот указ дает начало целой серии событий церковного, общественно-политического, культурно-образовательного характера.

Уже сам по себе этот факт говорит о многом – украинские политики ищут духовные ресурсы, которые помогли бы реформировать страну. Что нужно знать о Реформации нам, украинцам?

Не только мы, но и весь христианский мир живет в преддверии великого юбилея Реформации. 500 лет назад началась новая эпоха – и для христианской церкви, и для всей нашей цивилизации.

31 октября 1517 года монах-профессор Мартин Лютер прибил к дверям виттенгбергской церкви свои 95 тезисов. В них он раскритиковал злоупотребления католической Церкви и власть папы отпускать грехи за деньги.

Лютер и другие реформаторы ставили целью возродить церковь, вернуть ей первоначальный вид и доброе влияние на общество. На латыни «реформация» означает исправление, преобразование, поэтому предполагались перемены радикальные, но позитивные.

Речь шла не только о вопросах религиозных. Тогда церковь была самым влиятельным общественным институтом. Поэтому судьба церкви и судьбы народов, государств, культур были связаны воедино.

Кстати, в сегодняшней Украине именно церкви пользуются наивысшим уровнем доверия, а значит, могут сыграть ключевую роль в реформировании всего общества. Можно сказать и так: реформирование общества начинается с реформации в церкви. Если духовной основой для нашей культуры и центром нашей истории является христианство (недаром крещение Руси - это еще и начало нашей государственности), то именно оно может и должно стать главной преобразующей силой.

Что нового принесла Реформация, как она изменила христианство? Реформаторы не придумывали ничего нового. Они читали первоисточник – Библию, и старались привести жизнь церкви в соответствие с ней.

Известны пять протестантских принципов: Sola Scriptura («только Писание»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу слава»). Эти принципы  подчеркивают власть  и славу Бога, высший авторитет Его слова, спасающую силу Божьей Благодати и решающее значение личной веры.

Что из всего этого наследия Реформации нам важно знать и понимать в первую очередь?

Во-первых, христианство – это всегда личная вера и живые отношения с Богом. Это не “ходить в церковь”, это жить по вере.  Как заявлял Мартин Лютер, “Человек спасает душу не через церковь, а через веру”. Вдохновленный внимательным изучением Библии, Лютер заново открыл для себя апостольские слова «Праведный верою жив будет» (Гал. 3:11).

Имеют смысл только те принципы и ценности, за которые не страшно умереть

Нам тоже важно понять, что христианство – не только “вера отцов и дедов”, но вера лично наша и нашего поколения, т.е. это личное знакомство и непосредственные отношения с Богом.

Во-вторых, Реформация вернула высший авторитет Священному Писанию. Не папа, не император, но Божье слово обладает духовной властью учить, судить, спасать. Сам Лютер отказывался признавать обычаи, авторитеты и аргументы, не основанные на Библии. «Истинное сокровище церкви - это пресвятое Евангелие”, говорил он.

Украинцам также стоит понять: дорожить стоит не столько своей христианской традицией, сколько словом Божьим. До тех пор, пока наш народ не сделает Евангелие настольной книгой для ежедневного чтения и руководством к жизни, Украину не стоит считать ни православной, ни в каком-либо смысле христианской.

В-третьих, в христианстве и христианском образе жизни важны личные убеждения. Только те принципы и ценности имеют смысл, за которые не страшно умереть. Свою знаменитую защитную речь перед императором, князьями и церковными иерархами Лютер закончил так: «На том стою, и не могу иначе. Да поможет мне Бог”. Сказать такие слова может лишь человек веры, лишь сильная и свободная личность.

Сегодня, в эпоху беспринципности и всеядности, потребительства и приспособленчества, нам важно прояснить наши христианские убеждения и сохранить им верность. Нам важно решиться на самоотчет: ответить себе самим, что именно делает нас христианами, и готовы ли мы стоять на этих принципах.

Наконец, реформаторы сблизили церковь и мир, оправдали и освятили самую обычную жизнь, мир и мирской труд. Как говорил Лютер, «Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству”.

Каждый человек должен видеть в своей профессии – призвание от Бога. И в этом смысле каждый – священник, потому что служит Богу: приумножает таланты, делает общество лучше, помогает другим людям, украшает мир творчеством.

Идея «всеобщего священства» смогла активизировать церковь, мобилизовать мирян, т.е. рядовых верующих, для преобразования себя и окружающего мира. Западная цивилизация, как мы ее знаем теперь, стала возможной благодаря Реформации, которая открыла в личности большой потенциал и благословила людей на активную деятельность.

Вера в научно-технический прогресс и лучшее будущее основана на вере в Бога, который добр, любит мир и благословляет человека. Сегодня Европа продолжает пользоваться плодами Реформации, но все больше забывает о духовных основаниях своего успеха. Тем важнее вспомнить о принципах Реформации, они же ключевые и для западноевропейской культуры, демократии и рынка.

В Украине все еще сложнее. Как сетовал Михайло Драгоманов, наша Реформация оказалась «прерванной». Русское православие усиленно боролось с этим западным влиянием, хотя Реформация находила и православные выражения, например, в идеях митрополита Петра Могилы или философа-проповедника Григория Сковороды.

Вторая волна украинской Реформации была связана с духовным пробуждением среди крестьян во второй половине XIX в. Украинцы научились от немецких колонистов читать Библию, и увидели в ней не только духовные истины, но и секрет экономического процветания, нравственной здоровой, достойной и благополучной жизни. За любовь к изучению Библии их называли штундистами, а за крещение в зрелом возрасте - баптистами.

Сегодня наследники Реформации в Украине составляют около 2% населения (евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники и неопятидесятники), лютеране, пресвитериане, меннониты и др.). Но их влияние превосходит из численность. Почему? Потому что они знают силу личных убеждений и послушны авторитету Библии. Протестанты отличаются трудолюбием, предприимчивостью, активной благотворительностью, крепкими семьями.

Конечно, Реформация не ограничивается протестантизмом. Реформация – как призыв к церковному обновлению и исправлению жизни согласно вере – в той или иной форме присуща каждой конфессии, это призыв общехристианский.  Поэтому христианские конфессии в Украине, разделенные на традиции и политические позиции, могут сблизиться в общей Реформации.

Мы, украинцы, смотрим на Европу как стандарт жизни, но мало думаем о христианских основаниях этой образцовой цивилизации жизни. Без надежного духовного фундамента благополучие, безопасность, свобода, достоинство и справедливость недостижимы. Современной Европе нужно укрепить этот фундамент, а нам еще предстоит его заложить. Без продолжения Реформации, ее видения, принципов и ценностей, Европа не имеет будущего. Без наследия Реформации, без приобщения к нему Украина не имеет шансов стать христианской и европейской, сильной и процветающей нацией.

Юбилей Реформации напоминает нам о христианских принципах общественной жизни, духовных условиях процветания, а также о ключевой роли церквей в преобразовании себя и общества.

Эта историческая дата ставит перед нами вопрос: насколько мы готовы измениться, чтобы обрести шанс на иное, христианское будущее в Европе.

Для европейцев Реформация – это то, что случилось в Германии 500 лет назад, что сформировало (или реформировало) и продолжает реформировать Европу.  Для украинцев Реформация - это то, должно еще случиться, что должно сформировать и реформировать украинскую нацию как христианскую и при этом европейскую.

Вот почему, смотря в европейское прошлое на событие Реформации, мы видим свою Реформацию впереди - как задачу, призыв и возможность. 

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Михаил Черенков   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Михаил Черенков
Михаил Черенков

Профессор УКУ, доктор философских наук, протестантский теолог

Другие мнения автора
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.