7 декабря 2016, среда

Приватизация – вопрос повестки позавчерашнего дня

комментировать
Если мы не хотим, чтобы украинские госкомпании продолжали стремительно материально и морально устаревать, должна быть проведена тотальная приватизация

18 июля стало известно, что конкурс по продаже госпакета акций ОПЗ не состоится. Однако не критика деятельности руководителей ФГИ является целью этой колонки. Есть вопрос более высокого философского уровня – нужна ли сейчас приватизация в Украине?

На первый взгляд, особенно после неудачи с приватизацией ОПЗ, нет однозначного ответа на этот вопрос. Наиболее часто звучащий аргумент противников приватизации таков - сейчас ценность украинских активов невысока. Но в обозримом будущем не просматриваются перспективы роста их стоимости: скорее всего, военное противостояние в Донбассе продлится немало лет, восстановление экономики страны превратилось из стайерского забега в марафонский, при этом вопросы повышения технологического уровня госкомпаний промышленного сектора вообще не являются предметом дискуссии (в экспертном сообществе считается, что целесообразнее обсуждать получение/неполучение очередного транша от МВФ или предоставление/не предоставление безвизового режима).

За редким исключением, практически неизвестны случаи эффективного управления госпредприятиями в нашей стране. Эффективного для государства, а не для персональных интересов отдельных руководителей госпредприятий и стоящих за ними чиновников. Действующая в Украине модель управления госпредприятиями предоставила им прекрасные возможности для перераспределения доходов от деятельности госсектора экономики в свою пользу. Подобная практика является скорее правилом, нежели исключением.

По итогам 2015 года убытки ста крупнейших госпредприятий Украины составили 42,6 млрд. грн. Какая часть этих убытков носит искусственный характер? Сколько яхт, объектов элитной недвижимости и престижных автомобилей купили руководители госпредприятий и патронирующие их чиновники не в последнюю очередь благодаря этому?

По итогам 2015 года убытки ста крупнейших госпредприятий Украины составили 42,6 млрд. грн

Качество управления украинскими госкомпаниями, за редким исключением, можно охарактеризовать как удручающее. Но в мире есть обратные примеры, и их немало. Что и кто мешает нам ими воспользоваться? Результаты управления компаниями главным образом зависит от наличия качественных методологий менеджмента. То есть, важнейшая причина низкокачественного управления промышленным госсектором в Украине состоит в неприменении программ и методологий управления, основанных на лучших методах эффективного менеджмента.

Если предположить, что для управления госкомпаниями будут привлечены исключительно менеджеры-практики, успешно проявившие себя в реальном секторе экономики (что возможно только при использовании вышеназванных методов), а им в помощь будут назначены профильные ученые, госсектор украинской экономики наверняка стал бы демонстрировать намного лучшие показатели. Однако сложно поверить в реалистичность привлечения менеджеров-практиков и ученых к управлению госкомпаниями: чиновники этого не допустят, и не сложно догадаться – почему.  Следовательно, однозначно, целесообразно вести речь о приватизации.

Еще один нюанс. Эффективное управление госсобственностью, скажем, во Франции (например, государство является крупнейшим собственником Renault), базируется на том, что на Западе существуют традиции служения стране (сформировавшиеся в данном случае несколько веков назад, еще до Французской революции). Стоит ли говорить о подобном в Украине?

Если мы не хотим, чтобы украинские госкомпании продолжали стремительно материально и морально устаревать, если не хотим, чтобы руководители госпредприятий и «курирующие» их чиновники присваивали средства и активы госпредприятий, должна быть проведена тотальная приватизация, причем это необходимо было сделать давно.

Желательно, чтобы продажа госпредприятий не была обусловлена дополнительными обязательствами и специальными условиями (возможно, за исключением социальных). Так как, именно дополнительные условия создают чиновникам возможность для манипулирования в процессе приватизации. Следовательно, это повышает вероятность продажи объекта по заниженной цене. Целесообразно, чтобы ключевым критерием определения победителя была наибольшая из публично предложенных покупателями цен за объект приватизации.

Наличие в Украине промышленных секторов уходящей индустриальной эпохи - не повод для оптимизма. Третья промреволюция уже сделала их морально устаревшими, а материально они устарели давно. И ведь мир стоит на пороге четвертой промышленной революции! Поэтому, промышленные госпредприятия необходимо продавать, пока на них еще имеется хоть какой-то спрос, пока развитие аддитивного производства, альтернативной энергетики и «тощее потребление» окончательно не превратили украинские промпредприятия в объекты, единственно пригодные для сбора металлолома. И, конечно, стоит признать, что подготовка к приватизации ОПЗ - пример того, как не нужно продавать госсобственность.

Проводить приватизацию или нет – это вопрос из повестки позавчерашнего дня. По-настоящему актуальным и крайне важным является вопрос направления средств, полученных от приватизации. Полученные средства, если мы хотим сохранить государство Украина на экономической (а, возможно, и политической) карте мира, необходимо направлять в создание высокотехнологических кластеров, соответствующих развитию в рамках третьей и четвертой промышленных революций. На создание таких новых промышленных секторов, как управление мобильными устройствами и мобильные приложения, интернет вещей, умные машины, 3D печать, биотехнологии, альтернативная энергетика, Big Data, новая аэрокосмическая промышленность (это хотя бы точечно реализуемо, с учетом того, что отечественные сектор программирования и аэрокосмическая отрасль значимы на международном рынке). А также на развитие отраслей, которые определяют «экономику знаний» - прикладной науки, образования, здравоохранения.

Для Украины 2003-2012 годы были периодом излишеств и инфантильных радостей. С самозабвенным наслаждением, присущим туземцам, был растрачен доставшийся в наследство от СССР промышленный потенциал (построенный на костях и крови украинцев середины XX века). В целях развития государства и экономики не воспользовались благоприятной конъюнктурой экспортных рынков. Имеющиеся возможности поменяли на бессмысленное преумножение заурядного бытия. Стихийная и несознательная попытка построить «преждевременное государство благосостояния» предсказуемо завершилась крахом.

Необходимо сделать выводы из этого и сконцентрировать усилия на главнейших факторах экономического развития. В эпоху идущей третьей и начинающейся четвертой промышленных революций многие отрасли новой мировой индустрии лишь создаются, поэтому пока нет повода говорить, что у нашей страны нет возможности хотя бы отдельными секторами вписаться в формирующуюся будущую мировую промышленную парадигму. Деньги для этого нужно найти, одним из источников должны быть средства, вырученные от приватизации.

«Окно возможностей» уже начинает закрываться, но им еще можно успеть воспользоваться.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.