20 сентября 2017, среда

Какая налоговая реформа нужна Украине

комментировать
Простые пути ведут к плохим последствиям. Ожидания, что после резкого снижения налогов все вдруг заживут счастливой жизнью, не соответствуют действительности

Перипетии вокруг реализации налоговой реформы в Украине не утихают. Оба представленных проекта - Министерства финансов во главе с Натальей Яресько и Комитета по налоговой и таможенной политике парламента во главе с Ниной Южаниной (так называемый радикальный проект с резким снижением налоговых ставок) – неидеальны. Реформы, которая бы удовлетворила абсолютно всех, не может быть в принципе.

Любая реформа состоит из идеологии и принципов, которые мы хотим воплотить, а также их непосредственной реализации. Поэтому сравнить два проекта изменения системы налогообложения, как яблоки на рынке, невозможно.

Ожидания, что после резкого снижения налогов (как предлагают сторонники проекта Южаниной) все вдруг заживут счастливой жизнью, не соответствуют действительности. Как бы кому-то ни хотелось, но платить налоги всё равно придется. Налоги – это не цель сама по себе. Налоги – это инструмент мобилизации средств, которые потом непосредственно используются государством. Если мы предлагаем низкие налоги и прочие послабления в налоговой сфере, то мы должны ответить себе на вопрос, кому будет урезано государственное финансирование? Если же говорить о низких налогах, но при этом нигде не сокращать государственные расходы, тогда дискуссия теряет всякий смысл.

Сравнить два проекта изменения системы налогообложения, как яблоки на рынке, невозможно

Какая бы реформа ни была принята, на её реализацию, привыкание предпринимателей к новым условиям налогообложения и перестройку фискальной системы понадобится какое-то время. Разговоры о том, что после снижения налогового давления предприниматели резко начнут платить в казну все свои обязательства, увеличится база налогообложения и т. д., несколько наивны. На самом деле, никто не знает, когда действительно начнется подъем. На первых этапах, скорее всего, мы получим сильный обвал поступления средств от налогообложения в государственный бюджет.

Проект Южаниной предполагает, что цена адаптации к новой реформе обойдется госбюджету около 120-160 млрд грн - это издержки за снижение налогов, которые как-то нужно будет компенсировать. Тем временем, проект Минфина предполагает, что компенсировать придется около 60 млрд. грн. Если смотреть исключительно с этой точки зрения, то я, конечно, поддерживаю тот проект, который предполагает меньший дефицит бюджета. Иными словами, система с компенсацией в 60 млрд. грн выглядит более реалистичной.

Еще один важный момент для реализации реформ – это политическая ответственность: за ее воплощение и последствия, а также сокращения бюджетного финансирования тех или иных сфер жизнедеятельности государства кто-то должен отвечать. Если будет принят проект Минфина, то критика, безусловно, полетит в сторону Кабмина. А кто будет отвечать за реализации предложенной парламентариями реформы? Если они предлагают налоговую реформу, значит, должны идти в правительство и отвечать за её реализацию. Предлагать реформу, но при этом перекладывать ответственность на кого-то другого несерьезно, столь важные вопросы жизни государства подобным образом не решаются. Это чисто политические игры.

Мы также должны учитывать, что Украина связана определенными обязательства с Международным валютным фондом. Вместе с прочими международными донорами МВФ нам существенно помогает. Нравится нам эта помощь или нет, большая она или маленькая, но она критически важна для Украины. Разговоры о том, что, мол, давайте мы с МВФ передоговоримся, ведутся теми людьми, которые не понимают, как работают эти механизмы и насколько сложное у нас сейчас положение.

Очень простые пути ведут к очень плохим последствиям.

И в заключение отмечу, что мне, как эксперту, до сих пор непонятны минимальные потребности тех или иных отраслей экономики Украины. Если в системе образования или здравоохранения неэффективно тратятся бюджетные деньги, то вопрос непосредственно должен стоять к соответствующим министерствам и чиновникам. Минфин - это лишь функциональный орган, который определяет доходы и расходы.

Если мы до сих пор не понимаем, что хотим иметь в системе образования или здравоохранения, за что готовы платить, то ключевой вопрос, который сегодня должен обсуждаться, таков: как сделать так, чтобы Украина жила по средствам? Для этого нужно конкретизировать и сбалансировать все расходы, чтобы страна пережила тяжелое время.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.