24 июня 2017, суббота

Как мы выходили из Дебальцево

комментировать
КрАЗ без тормозов, колонна и вражеские танки

Выход из базового лагеря проходил в два этапа. Первая группа ушла часа в четыре дня, с задачей доехать до 128 бригады, высадить людей и вернуться двумя машинами за остальными. Но за оставшимися никто не приехал. Поляну 128 регулярно обстреливали. Выехать не получилось. Оставшаяся вахтовка вместить за один раз всю вторую партию не могла при всём нашем желании.

Прождав часов шесть, приняли решение делать две ходки. Первая была сделана до поворота с трассы на Поляну. Дальше людям пришлось добираться под обстрелом пешком, а вахтовка пошла за нами. Мы постарались уничтожить перед уходом всё самое ценное и, судя по видеоролику российского канала, избегавшего показывать некоторые участки нашего лагеря, нам это удалось. После этой процедуры все запрыгнули в «последнюю электричку», не забыв на ходу проверить тех, кто, согласно финальному акту вандализма, должен был запрыгивать последним, и без происшествий где-то в полночь добрались до лагеря 128 бригады.

Ни о какой ночёвке речь не шла: чемоданное настроение витало в воздухе, машины стояли в колоннах. КрАЗ, в который я был любезно приглашён сослуживцами, был загружен нашим оружием. Приехал он в первой партии, ещё днём. Визуальный осмотр был невесёлым, прилетевший осколок пробил диск колеса на среднем мосту и выпустил воздух из обоих колёс. Шиномонтаж отменялся, условия не те. Лишь попросили ребят, забравшихся в кузов, перебраться на другие машины. По отрывочным слухам, первая колонна уже выехала.

Скоро началось движение и наших машин. Броуновское движение. Сначала проехали мимо горящего дома на окраине, въехали дальше в посёлок. Остановились. Постояли. Развернулись и выехали из посёлка. Дальше заехали в поле. Всё движение происходило без световых приборов, поэтому приходилось в три пары глаз следить, чтобы ни в кого не въехать, и чтобы в нас никто не въехал. Выехав в поле, колонна снова встала. Далее последовал разворот, движение назад, новый разворот и… засерел рассвет.

Вместе с рассветом к нам через нашего водителя пришла новость об отсутствии в системе тормозов воздуха. Как говорят в народе, с тормозами и дурак сможет, поэтому поехали дальше без тормозов. Когда стало немного видно, началось движение. Голова колонны въехала в Нижнее Лозовое, занятое противником, и там начался бой. Мы к этому моменту проскочили поворот на дамбу; пришлось сдавать задом, ехавшие за нами сразу поворачивали и уходили, ехавшие впереди нас разворачивались и тоже сворачивали на дамбу. Помня о двух пустых колёсах и видя общую лёгкую нервозность, мы решили пятиться. Получилось. Дамба, подъём и дальше в поля. Мороз за нас, ехать можно везде.

Ни о какой ночёвке речь не шла: чемоданное настроение витало в воздухе

Самую большую сложность представляли овраги с ручьями в них. Ну, и подъём один запомнился. Крутой был. Будь колёса целые, выехали бы и не заметили. Не выехали, перед самым верхом зализались. А тормозов-то нет. Вылетаем вдвоём из кабины, водитель ответственно газует, понимая, что удержаться на склоне и не скатиться вниз, въехав в какую-нибудь машинку или коробочку можно только таким образом. Я бегу назад, прикидывая достойного толкача. Бэха лёгкая, мы ведь гружёные железом, танчик низкий, ещё вывернет нам чего, и дальше придётся на перекладных добираться или пешком. О! Что-то большое, туполобое и на гусеницах. Потом сказали, что это была «Тунгуска».

Выбегаю наперерез с криками «Хэлп-хэлп!» и соответствующими взмахами рук. Меня понимают, и нашу улитку на склоне начинают толкать вверх. С облегчением перевожу дух, но, как оказалось, рано. Встав перед КрАЗом, мехвод БМП высунулся из своего люка и крутит головой. Я думаю, он на крутом подъёме просто потерял ориентацию, земли-то ему не видно было. Ещё мгновение - и «Тунгуска» впечатает кабину нашего КрАЗа в его корму. – Уё…..й! Услышал, успел. Бежим на подъём, догоняем уехавший КрАЗ, остановиться он сможет только на ровном.

Следующий эпизод: очередной овраг и горящий БТР с рвущимся БК. Колонна стоит и ждёт. Через какое-то время ожидание надоедает, и машины начинают уходить вправо вдоль ручья в поисках брода. Вездеходы и гусянка с разгона преодолевают препятствие. У нас шансов нет. Разбег, толчок и… передний бампер КрАЗа тонет в снегу и грязи уже того берега, на который нам надо перебраться. А мы уже тут как тут - и танчик, мило согласившийся нам помочь, и трос его в руку толщиной. Раскопали, зацепили, дёрнули.

Дальше было ещё немного полей. И вот на последнем, как впоследствии выяснилось, была самая большая неприятность. Три или четыре танка справа на возвышенности, как в тире, крыли проезжавшую перед ними колонну. Ехавшие перед нами два КрАЗа Нацгвардии задымились, из них начали выскакивать бойцы. Мы следующие. Недолёт метров 20. В правом зеркале вижу взлетающую за нами мёрзлую землю. Перелёт. Дальше дорога спускается в балочку, поросшую деревьями.  У дороги справа и слева косогоры. Впереди идущие машины почему-то останавливаются, а мы-то этого не можем.

Весь предыдущий путь мы использовали в качестве причала едущих впереди. Один раз пришлось кричать в выбитое лобовое стекло ребятам, свесившим ноги с переднего грузовика: «Ноги поднимайте! Тормозов нет!» Услышали, подняли. После удара криво улыбнулись и поинтересовались: «А если бы нас не было, как бы останавливались?».

Радиатор от каждого такого торможения бежит всё больше и больше, на коротких остановках плоскогубцами зажимаю плачущие антифризом соты и доливаем в радиатор. Моторчик, терпи, на тебя одна надежда.

Так вот, забыв о пробитых колёсах и понимая, что прямой удар на спуске может вывести из строя наш грузовик, наш водитель крутит влево баранку и влетает на косогор. Пустые колёса остаются справа, поддержки ноль, грузовик кренится и чуть не падает на бок. С кузова спрыгивают люди. Ни фига себе! Сколько их? Пока ехали, мы периодически подбирали пешеходов, но я не думал, что их будет так много. А самое неприятное, что из-за крена вылетели из своей ниши аккумуляторы и оборвали часть проводов. Мы заткнули спасительный проход с поля смерти для ехавших за нами.

Первый за нами стоит ЗиЛ-130, гражданский бортовой грузовичок с голубой блестящей кабиной. Где он стоял, что так шикарно сохранился при обстрелах? «–Ребята, вариантов немного. Толкнёте КрАЗюку?».  ЗиЛ разгоняется и сталкивает КрАЗа с косогора. Вспоминаю об оборванных проводах. «–Это ещё не всё, его завести надо, ещё раз толкнёте?». Толкают. Заводимся и едем.

За посадкой в балке село. В селе - два сгоревших танка с отдельно лежащими башнями. И уже здесь видим ребят с оружием. Значит, скоро финиш? Так и есть, через какое-то время въезжаем в Мироновское. Огромное количество техники, летающие одна за другой «скорые». Останавливаемся, некоторые ребята из нашего кузова переходят на другие машины. Из очень глубокого колодца набираем воду и заливаем в радиатор, из которого уже ручьи бегут. Хватило этой воды как раз до Мироновской дамбы. На выезде с неё, перед блокпостом, мотор отказался работать в таких нечеловеческих условиях и заклинил. Ребята с блокпоста вызвали бэху, и нас отбуксировали на трассу за полуразрушенным мостом за Луганским. Там мы дождались из Артёмовска наш КамАЗ, перегрузили оружие, мои сослуживцы высказались для репортёров, которых там было немало. КрАЗ зацепили эвакуатором, мы забрались в его кабину, решив, что в ней пройдём весь путь из Дебальцево до Артёмовска. Вот и всё.

Уже через год мы узнали, что в кузове с другими бойцами ехал хирург 128 бригады Александр Данилюк. Есть у меня мнение, что именно его аура помешала танкам попасть в наш автомобиль.

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Андрей Брикнер   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Андрей Брикнер
Андрей Брикнер

Cтарший лейтенант 40-го Отдельного мотопехотного батальона ВСУ, позывной "Бармен"

 

Другие мнения автора
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.