10 декабря 2016, суббота

Что нужно знать о налоговой реформе в Украине

комментировать
Резкое сокращение налогов без каких-либо компенсаторов приведет к такому же резкому падению доходов бюджета

Признаком настоящей реформы всегда является большое количество недовольных. Верно и обратное - если все довольны, то, как правило, мы имеем дело не с реформой, а с ее имитацией. Причина проста: в большинстве своем успешной реформой является та, которая приносит обществу в целом больше пользы, чем наносит вреда отдельным группам внутри этого же общества. Последний месяц ярко демонстрирует, что несмотря на то, что большинство формально требует радикальных реформ, очень мало кто готов выступать донором таких реформ.

В конце прошлой недели МВФ выступил с очень резким заявлением, которое сводилось к тому, что программа финансирования может быть приостановлена, если Украина не примет бюджет, который будет соответствовать требованиям программы. По факту, речь идет принятии нового налогового кодекса и бюджета, который был разработан Министерством финансов на его основе. Быстрая и жесткая реакция МВФ возникла после заявлений представителей коалиции, что новый налоговый кодекс требует существенных доработок и не сможет вступить в силу ранее 2017 года. Это автоматически означает, что депутаты планировали утвердить новый бюджет на базе старого налогового кодекса, но такого документа пока нет в природе, и до его подготовки Украина продолжила бы работу в 2016 году по бюджету 2015 года без учета сильно изменившихся обстоятельств.

Угроза приостановки программы финансирования МВФ сейчас вполне реальна, и сценария, по сути, два: МВФ и другие представители Запада давлением добиваются принятия необходимых изменений в налоговое законодательство или же программа приостанавливается и МВФ будет ожидать, пока Украина самостоятельно выполнит все необходимые требования. Второй сценарий несет в себе очень высокие риски нового витка девальвации и инфляции, поскольку резервов у НБУ все еще не так много, а административных инструментов регулирования ситуации почти не осталось (по факту валютный рынок и так очень зарегулирован). Выход на внешние рынки финансирования для Украины все еще закрыт и пауза в отношениях с МВФ точно не улучшит инвестиционный климат в ближайшее время.

Угроза приостановки программы финансирования МВФ сейчас вполне реальна

Возникший конфликт с МВФ получил активную поддержку в медиа, которая в основном носит популистский характер. Ключевые тезисы кампании: МВФ пытается ограничить свои риски и пытается навязать Украине крайне невыгодный вариант налоговой реформы, который не будет стимулировать экономику; Украина прекрасно справится без денег МВФ и ей не нужно внешнее управление, ведь у нашей страны свой путь, который позволит очень быстро вырасти; у кого-то когда-то уже был успешный опыт работы вразрез с требованиями консервативного МВФ (что является правдой только наполовину, так как в такой ситуации страны проводили радикальные реформы); можно получить значительные дополнительные доходы благодаря закрытию коррупционных схем на государственных предприятиях и таможне.

Все приведенные выше тезисы являются попытками торговли со стороны недовольных, которые еще не поняли, что с ними, на самом деле, никто не торгуется. Никакого “своего пути” к экономическому чуду у Украины сейчас нет, однако существует большое количество путей к регрессу и дальнейшему усилению коррупции с совершенно непредсказуемым результатом.

К сожалению, за последние два года Украина продемонстрировала очень низкую способность к самостоятельному проведению реформ и борьбе с коррупцией, поэтому сотрудничество с МВФ полезно в первую очередь благодарю постоянному систематическому давлению на органы власти для принятия важных решений.

Возвращаясь к налоговой реформе, необходимо отметить, что при всех недостатках проекта Министерства финансов и МВФ альтернативы ему нет.  Основная причина - отсутствие у других участников целостной концепции реформирования, что приведет только к росту бюджетного дефицита.

Проект Министерства финансов-МВФ преследует первоочередную задачу: за несколько лет постараться вывести максимальное количество доходов населения из тени, прекрасно понимая, что даже радикальное снижение ставок не приведет к резкому увеличению налоговой базы в краткосрочном периоде. Именно поэтому прочие изменения в проекте куда более консервативны и именно поэтому появляются недовольные реформой - сельскохозяйственные производители, которым хотят сильно ограничить льготу по уплате НДС (оставив при этом льготу по налогу на прибыль), и плательщики единого налога, которым также хотят сильно сократить поле для деятельности и увеличить налоговую нагрузку.

Решение не идеальное, хотя логика его принятия понятна: крупные агрохолдинги давно не требуют государственной поддержки, а услуги в крупной сети спортзалов или в дорогом ресторане вам будет предоставлять некое физическое лицо-предприниматель, практически не уплачивая налогов. Безусловно, будет множество примеров, когда от такого ужесточения пострадают реально работающие хозяйства и предприниматели, но стоит повторить, что без недовольных доноров настоящей реформы произойти не может. Мы еще не раз услышим, что власть уничтожает село и предпринимателей (так как ими, дескать, сложнее управлять), но остается надеяться, что в ближайшее время под давлением МВФ реформа все-таки будет взята за основу.

Что же касается сторонников еще более радикальных изменений - то ошибка всегда одна и та же: резкое сокращение налогов без каких-либо компенсаторов приведет к такому же резкому падению доходов бюджета, что без аналогичного сокращения расходов приведет к коллапсу. Причина находится в том числе и на ментальном уровне, поскольку многие потенциальные налогоплательщики предпочтут оставаться какой-то период времени в тени из-за накопившегося недоверия к власти, даже если ставки налогообложения станут очень низкими. Аналогичная история и с компенсаторами, среди которых обычно называют массовую приватизацию и искоренение коррупции. Все это будет происходить, однако планировать эти доходы на следующий год как минимум наивно.

Наталья Яресько в одном из интервью справедливо заметила, что десять метров нельзя преодолеть одним прыжком, но возможно это сделать в несколько подходов. Сейчас мы только разминаемся перед первым подходом, но даже на этом этапе есть неплохой шанс остановиться еще не несколько лет благодаря нежеланию власти начинать серьезные изменения и сокращать коррупционное поле. Впрочем, есть все основания полагать, что у наших западных партнеров найдутся аргументы для каждого.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.