4 декабря 2016, воскресенье

Призрачные реформы. Почему украинской власти не удается спасти бизнес

комментировать
Ни одно наше правительство не вело реального диалога с бизнесом

1 января в Украине вступил в силу закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)».  С самого начала было видно, что изменения готовились и принимались наспех. Разумеется, они не принесли необходимого улучшения условий для бизнеса. Формальное снижение количества налогов и сборов, увеличение реальной налоговой нагрузки, как по мне, сложно назвать эффективной реформой. Именно поэтому в середине февраля вопрос о проведении налоговой реформы был поднят вновь. Пока в Украине существует лишь призрак налоговой реформы, суть которой никому не известна.  Есть лишь общее видение: изменения должны вывести бизнес в совершенно новую систему координат и дать ему возможность работать открыто в качественном и стабильном правовом поле.

Однако стабильностью наше государство бизнес не балует. На форуме Совета евро-атлантического партнерства во Вроцлаве министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил, что точечные изменения, которые ранее вносились в Налоговый кодекс, не были налоговой реформой, а лишь оптимизировали отдельные элементы фискальной системы. Новая же налоговая система будет построена по польской модели.

Получается, что заявления правительства, которые звучали ранее, были пустыми обещаниями, призванные успокоить и отвлечь внимание. За период с января по июнь создавались различные рабочие группы, были запущены коммуникационные платформы, проводились встречи с различными бизнес-сообществами, но по факту ясно лишь одно – конкретных наработок нет. В бизнес-сообществе нарастает разочарование и недоверие, на этом фоне появляется все больше разного рода спекуляций, которые расшатывают и так нестабильную ситуацию.

Приоритетом должны стать не громкие обсуждения, а полноценное реформирование налоговых органов и резкое снижение налоговой нагрузки на бизнес для вывода последнего из тени. В этом направлении именно государство должно сделать первые шаги навстречу бизнесу, понимая, что его слишком долго обманывали и рассматривали как «дойную корову». Восстановить подорванное доверие намного сложнее, чем начать с нуля.

Приоритетом должны стать не громкие обсуждения, а полноценное реформирование налоговых органов

ГФС должна превратиться из силового органа в сервисную службу. Она должна заняться качественным и непредвзятым исполнением своих функций, направленных на ясную, четкую трактовку и профессиональное исполнение налоговой политики государства. Сами налоги, по сути, должны перестать носить сдерживающий и ограничивающий характер. Они должны начать выполнять направляющую и мотивирующую функцию. Это действительно в корне другая философия, но это философия развития Украины, а не путь выжимания последних соков из бизнеса – основного драйвера развития в современном мире.

В частности, говоря о планируемых нововведениях, нужно развеять миф о якобы возможном отказе от НДС. Это чисто американская модель. В Польше и других странах ЕС этот налог по-прежнему существует; также он взымается в странах СНГ. Поэтому очевидно, что вероятность появления «налогового оазиса» посреди океана НДС-ных стран уверенно стремится к нулю. Нужно начать правильно разъяснять необходимость взимания этого налога, это снимет дальнейшее разочарование, когда его не уберут. НДС, как и механизм его сбора и администрирования, нуждается в реформировании, а сама ставка налога должна быть снижена до 12-14%. Должна быть пересмотрена база налогообложения НДС и крайне необходимо ликвидировать все схемы оптимизации НДС, корни которых ведут во все силовые органы государства. Тогда бизнес выйдет из тени, суммарная база налогообложения в стране увеличится и даже на фоне сниженной ставки налога совокупные поступления в бюджет вырастут в разы. Мы уже видели этот эффект на примере Грузии. Это даст мощный импульс развитию бизнеса, а, следовательно, и всей Украины.

Немаловажной составляющей общих реформ должна стать внутренняя реформа ГФС: нужно радикально сократить аппарат, часть функций (в первую очередь я имею в виду расследование экономических преступлений) должна быть передана другим органам. Помимо этого, нужно упростить и удешевить администрирование, а также механизм сбора налогов. Также необходимо радикальное ужесточение ответственности сотрудников ГФС за неправомерные действия и нанесение ущерба бизнесу. Для обеспечения должной эффективности работы необходимо по максимуму автоматизировать все процессы. Снизив собственные затраты, ГФС уменьшит и налоговую нагрузку на бизнес. Кроме того, именно из наших налогов финансируется ее бюджет.

Но, прежде всего, нужно понять, что ключом решения возникших проблем является отсутствие доверия между налогоплательщиком и государством, в частности ГФС. Ни одно наше правительство не вело реального диалога с бизнесом - стремления были, обещания были, но реального эффекта бизнес не увидел. Ясно лишь одно: бизнес-сообществу необходима правильно проведенная реформа и открытый диалог, не следует повторять уже многократно совершенных ошибок.

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Дмитрий Бондаренко   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.