27 июля 2016, среда

Гений Майдана: феномен украинского характера

комментировать
Каждому месту присуща неповторимая атмосфера, которая порождает вокруг него, либо определенный застой, либо необычайные культурные феномены

Киевский Майдан обвиняли во многих грехах, включая плохую карму. Можно много говорить и спорить по этому поводу, но одного у Майдана не забрать точно – целого ряда гениальных культурных национальных явлений, которые стали неотъемлемой чертой Революции Достоинства 2013-2014 годов. Гений Майдана наиболее ярко проявился в возрождении самосознания украинской нации, в желании полной самоидентификации и возращения к своим историческим корням.

Уже в первый день Майдана на площади появилась сцена, и начали выступать артисты. К такому повороту событий люди отнеслись по-разному. Песни и танцы для многих не вязались с революционностью момента и желанием быстро навести порядок в стране. Но по большому счету в желании украинцев аккумулировать энергию в одном месте, под «дикие танцы» Русланы и думы Тараса Компаниченко, не было ничего странного. Скорее, это была проявленная способность нашего народа превращать любое событие в театрально-песенное-стихотворное действо. Так  нам ближе и понятнее.  Так проявляется душа украинца, объединяя единомышленников, и моментально выявляя чужого в толпе. Именно любовь к творчеству отличает нашу нацию от многих других в мире, и заставляет относиться творчески даже к революционной деятельности.

Со степенью роста накала революционных страстей, росла и степень накала революционных выступлений. Гимн стал главной песнью Майдана, главным заклинанием и призывом к победе. Его пели четырехлетние дети и седовласые старцы, девушки, которым впору петь песни о любви и взрослые мужчины, в чьих устах он становился грозным оружием. По восприятию украинский гимн можно было сравнить тогда только с Марсельезой французов. Гимн звал на сражение. Его  пели, когда побеждали.  Он поддерживал, когда возникала угроза поражения и смерти.  И звучал, когда теряли друзей... Есть ли в мире аналогичное художественное произведение, которое может действовать на миллионы людей с подобной силой, неся в себя мощь жизни и смерти одновременно? Не думаю. Недаром украинцы с откровенным презрением относятся к тем, кто не в состоянииотноситься к гимну с уважением.

Именно так происходят мирные культурные революции и только убийцы выводят на улицы танки и грады и оккупируют города

Песня. Ее воздействие в дуэте слов и музыки несравнимо ни с чем. Чтобы не происходило на Майдане, украинцы не прекращали петь. В самые страшные февральские расстрельные ночи, пылающие пожарами и разрываемые взрывами, на Майдане  звучала «Лента за лентою». Рядом, на Грушевского, под сложенные до неба и клубящиеся черным дымом автомобильные покрышки, рождалось новое - народное: «Горела шина, пылала».  А когда по Майдану поплыли гробы «Небесной сотни», вместе с Героями поплыла через всю площадь, над всем Киевом – «Пливе, кача». Песня-стон, песня-тоска, которая по силе своего горя и силе своего несломленного духа, звучит сильнее самого трагического реквиема самых великих композиторов мира. Слушая ее и сейчас сердце сжимается, и память моментально уносит в те трагические дни.

Самоидентификация украинцев через песню шла и за рубежом. Пробуждение чувства нации с новой силой, рождение чувства сопричастности в диаспорах, сбор денег и помощи революционному Киеву и присоединившихся к нему революционных городов Украины, шло на  концертах, часто сопровождаемых продажей национальных вещей и картин украинских художников в Австралии, Франции и Польше. И кто знает, может именно  украинская песня побудила молодых украинцев, проживающих с рождения в благополучных Штатах, Швейцарии и Германии, бросить все и приехать воевать за свободу своей Родины – за свободу Украины.

Вышиванка также стремительно вернулась в жизнь украинцев, как и гимн. Словно все одномоментно вспомнили о нитях, которые когда-то вышили им бабушки и прабабушки на жизнь и на судьбу. Люди массово выходили на демонстрации и митинги протеста в национальных костюмах. Стало практически правилом хорошего тона быть одетым в национальную одежду, впитавшую в себя историю, родовую память, все радости и горести предков. Вышиванка была еще и отличительным знаком. Так свой узнавал своего среди чужих - тихушники и беркута не носили национального.  Вышиванка стала и оберегом для множества людей, которые верили в то, что родовая одежда в состоянии защитить от самых трагических событий, отвернуть смертельный удар и сохранить жизнь. Увы, не всегда удавалось спастись таким образом. И тогда в последний путь герои уходили одетые также как их пращуры. На небе их встречали козаки с вусами и в вышиванках и брат узнавал брата. Нечто мистическое неотступно присутствует в наших традициях.

Украинское пронизывало и весь быт майдановцев - тех, кто постоянно жил на площади. Самые наваристые украинские борщи, самую вкусную кашу, бутерброды с салом, львовскую каву - готовили именно здесь. Духом козачества были пропитаны все гигантские котлы с едой, ароматный запах от которой разносился далеко за пределы площади. Милые девушки угощали всех горячим чаем и пытались чуть ли не насильно заставить взять канапку. Бабушки открывали свои закрома и несли нескончаемым потоком закрутки с огурчиками, помидорами и капустой, чтобы накормить детей, защищающих Украину. Да и сами палатки скорей напоминали уютные хаты, чем временное место проживания революционеров. В них были иконы, рушники, горшики и лавки - все то, без чего невозможно себе представить настоящий украинский дом. Везде встречали щедро и хлебосольно, с братскими объятиями. Дружбу всей большой украинской Родины (семьи) символизировала майдановская дровница, где любовно было сложено полено к полену и подписано каждое по имени наших городов - огромный украинский очаг, который никогда не погаснет.

Ну и конечно, Майдан был бы невозможен без Мистецького Барбакана, без баррикады творческой интеллигенции с феноменальными работами Андрея Ермоленко и других художников. Интересно звучало творческое кредо Барбакана: Писатели, поэты, художники, дизайнеры и представители всех творческих профессий заявляют о том, что они вне политики, но против режима.  По этой причине у Мистецького Барбакана не было лидера или руководства. Зато была полная самоорганизация и порядок. Не правда ли, это очень в духе украинских традиций? Майдановские авторы собирали и еще соберут очень много ярких, запоминающихся выставок. Творцы Барбакана – это творцы народной культуры, которой заражаются самые профессиональные профессионалы, когда энергия народа бьет через край. Эти творения революции спустя десятилетия и столетия ценятся как источник настоящей незамутненной энергетики и стоят целые состояния, подпитывая жизненные  силы владельцев.

Желто-голубой. Основной цвет Майдана. Цвет национального Флага. Он вошел в жизнь украинцев во всех проявлениях. Начиная с тоненьких ленточек на груди и заканчивая флагами на баррикадах, за которые люди были готовы отдать жизнь. Сберечь флаг –означало сберечь честь. По силе с желто-голубым флагом мог поспорить только черно-красный - повстанческий флаг, символ извечной борьбы украинской нации. Но флаги и цвета не спорили, а мирно уживались и даже дополняли друг друга.

Все символы старого мира  - символы власти, которая воровала, убивала, морила голодом, кидала в тюрьмы и издевалась над украинцами - стали в одночасье ненавистны миллионам людей. Революционные массы людей были готовы сносить памятники Ленину и другим идолам, будто расплачиваясь с ними за все то горе, что принесли их хозяева украинскому народу. Отсутствие культуры, - кричали некоторые персонажи.

Замещение физической расправы – расправой над «кумирами» врага, - позволю себе заметить я. Именно так происходят мирные культурные революции и только убийцы выводят на улицы танки и грады и оккупируют города, сражаясь против целых народов.

Именно Майдан 2012-2013 годов подчеркнул закономерность, которую многие упорно не хотели замечать ранее и стараются не видеть и сегодня:  украинский народ, в очередной раз, оказался духовнее и культурнее своих правителей. Пожалуй, ни одной другой революции в мире в такой степени как украинской не удалось с такой тонкостью и очевидностью доказать и продемонстрировать феномен 21 века, характерный для многих государств.  У власти находятся бандиты, воры и убийцы. Настоящей культурной и политической элитой Украины является народ и его основная революционная движущая сила, готовая бесстрашно сражаться  ради торжества Справедливости. Ценой собственной жизни. До победы.

Интересно, что Майдан проявил и врожденную интеллигентность украинцев во всех поколениях. Наше уважение и почитание к старшим – прислушаться, перенять опыт, помочь, уступить место, угостить кофе, отдать последний кусочек хлеба  - в центре Киева это стало нормой существования. Выходя на Майдан, невозможно было себе представить, что еще вчера вот тот юноша мог не уступить место в метро вон той даме бальзаковского возраста. Майдан пробуждал лучшие черты в людях. Тысячи и тысячи несли сюда еду, вещи, бензин и покрышки, разводили костры и прикрывали друг друга от пуль, потому что вновь стали той большой и единой семье с гордым именем – Украина.

Украинец стал на Майдане глобальным и значимым понятием. Из графы национальность слово медленно перекочевывало в кровь, бурлило, просыпалось, расправляло плечи и становилось… гражданином Украины буквально на глазах.

И уже неважно было, на каком языке ты говоришь в быту, откуда приехал, кто ты – татарин, русский или еврей. Важно было, кем ты себя чувствуешь здесь, на этой земле, на этой площади, на этом Майдане. Первые смерти Майдана – армянин и белорус – были восприняты как смерти украинских национальных героев. А иначе и не могло быть, ибо они сражались за Украину и ее свободу.

Маленькие дети, приходившие сюда с желто-голубыми флажками и шариками, поющие гимн с ошибками, впитывали революцию и жажду свободы вместе с молоком матери  в самом  сердце Киева, и становились украинцами на сотнях Майданов Украины.

Ибо слово украинец в то время - это синоним слова Свобода. Гений Места, Гений Майдана через века прикасался невидимым поцелуем к каждому, кто прошел через его площадь. В его дыхании были сила Рюриков и колокола киевских соборов, мощь Владимира и мудрость Ярослава, воля Игоря и поступь Ольги, запах Днепра и ветер с Днепровских круч. Этот ветер свободы будет летать над Украиной, над Киевом и над Майданом вечно, с каждым веком лишь усиливая силу непокоренных украинцев.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.