3 декабря 2016, суббота

Как выбор влияет на нашу жизнь

комментировать
Ежедневно мы должны выбирать: что есть, как действовать и прочее. Какие данные из этого могут получить экономисты?

Каждый из нас пользуется товарами и услугами, произведенными другими людьми. В свою очередь, результаты вашего труда порадуют кого-то на другом конце земли. Почему существует такая экономическая взаимозависимость? Почему происходит обмен? Об этом рассказала Елена Беседина на лекции «Торговать или нет: о роли торговли в Экономике».

Предпочтения – основа экономического обмена. Мы постоянно что-то решаем относительно маленьких или больших вопросов. Поэтому наши предпочтения являются основой процесса решения, ведь перед тем, как выбирать, мы спрашиваем себя: «Что мне хотелось бы делать?» Процесс решения является важным для многих социальных наук, но прежде всего для экономики, в частности, микроэкономики, поскольку именно она изучает выбор экономических агентов, потребителей, бизнеса, компаний. Также на определенном этапе в этот список попадает государство.

Мы можем влиять на выбор человека с помощью стимулов, на которые он будет реагировать. Но, помимо стимулов, необходимо учитывать и внутренние предпочтения человека, которые, по мнению экономистов, являются более постоянными. Конечно, моделировать поведение и влиять на него удобнее всего с помощью внешних стимулов, в частности, цен на товары и услуги. Если государство хочет, например, ограничить употребление алкогольных напитков, оно может просто повысить цену и таким образом уменьшить потребление. Однако это не означает, что предпочтения людей в отношении этого товара изменятся.

Третий год гибридной войны с Россией показываем, каким еще образом возможно влиять на предпочтения. Но мы, экономисты, все же отвергаем такие психологические воздействия зомбоящика, поэтому сейчас поговорим о предпочтениях в чистом виде: как их оценивают экономисты, что дает изучение предпочтений, к каким интересным выводам можно прийти через их исследование.

Рациональные предпочтения — основа для моделирования функций спроса. Функция спроса — это зависимость спроса от внешних факторов. Какие внешние факторы будут влиять на наш спрос? В первую очередь, финансовые — цена и наш доход. Также на нас влияют институциональные факторы: например, запреты или моральные убеждения.

Существует два способа оценки предпочтений. Первый позволяет смоделировать функцию спроса. Второй — способ прямого наблюдения за поведением потребителей. Он получил название «метод выявленных предпочтений».

Основным преимуществом метода выявленных предпочтений является то, что мы используем реальный выбор. Поскольку, согласно исследованиям, очень часто существует разница между тем, что люди говорят, и тем, что делают. Например, когда проводились исследования в отношении экологически чистых продуктов, оказалось следующее: респонденты утверждали, что всегда отдают предпочтение определенным продуктам, но анализ их поведения в супермаркете показал, что чаще всего они выбирают меньше тех продуктов, которые отметили в исследовании.

Очень часто существует разница между тем, что люди говорят, и тем, что делают

Теперь поговорим об обмене. Есть обмен, при котором в принципе общее количество благ не увеличивается, но увеличивается уровень счастья. Когда мы были детьми, мы обменивались вкладышами из жевательной резинки Donald, Turbo, Love is и другими. Были ли мы счастливы от такого обмена? Конечно, иначе какой смысл меняться? Чем был вызван такой обмен? Нашими предпочтениями. Потому что, например, у нас уже было десять или три одинаковых вкладки (поскольку, покупая резинку, вы не знаете, что там будет внутри), и мы хотели получить что-то новое, что-то другое. А у нашего «торгового партнера» в этом случае было что-то другое. Это достаточно простой пример, когда обмен не увеличивает количество благ. Конечно, это ограниченный круг ситуаций. Чаще всего встречается обмен, который увеличивает количество благ, но, заметьте: происходит увеличение благ без увеличения привлекаемых ресурсов.

Я хотела бы напомнить о вашем сегодняшнем завтраке. Не знаю, насколько точно эта картинка передает ваш сегодняшний завтрак, но, если мы посмотрим на эту картинку, мы увидим кофе.

Откуда происходит кофе? Как правило, из Южной Америки. Есть кофе из Центральной Америки, из Африки, но суть в том, что это не украинский кофе. Даже львовская «Галка», которая пакуется в Львове, не является украинской. Также Украина не выращивает апельсины для сока. Круассаны, возможно, и местного производства, но некоторые их ингредиенты также к нам пришли из заграницы. Когда вы завтракаете, очень часто первая вещь, которую вы делаете утром, — это заходите в социальные сети, правильно? Как правило, с помощью своих гаджетов, айфонов, которые также сделаны в Китае.

Суть этих картинок — показать, что каждый день мы пользуемся благами, которые были сделаны другими людьми. Мы этих людей не знаем. Мы не знаем ни бразильских плантаторов, которые выращивали кофе, ни китайских рабочих, которые собирали айфон. Но мы пользуемся этими товарами. Где-то на другом конце света, возможно, также кто-то использует вещи, сделанные в Украине. Например, много одежды шьется в Украине, но поставляется на западные рынки.

Почему такой обмен вообще возможен? Почему он происходит на уровне стран? Для того, чтобы перейти на уровень стран, позвольте сначала вернуться к экономике до нашей эры. Возьмем воображаемый промежуток времени, когда на свете было только двое людей — охотник, которого мы назовем Верное Ухо, и рыбак Верное Око. Предположим, что каждый из них живет отдельно, в изоляции. То есть они не встречаются, живут своей жизнью. Каждый из них может и рыбачить, и охотиться на диких уток. То есть это их основные товары, которыми они могут себе обеспечить. Предположим также, что за шесть дней (сделаем им выходной в воскресенье, то есть они работают шесть дней) каждый из них добывает такое количество рыбы и уток.

Мы можем показать наших двух экономических агентов — хотя они еще не экономические агенты, они еще не встретились, не обменялись — на двух графиках.

Это графики так называемых границ производственных возможностей. То есть мы относимся к охоте и к рыбалке, как к производству определенных благ — уток и рыбы. Мы видим, что охотник имеет больше способностей к охоте на уток. То есть ему выгоднее охотиться на уток, чем ловить рыбу. За один день он может поймать восемь уток или поймать только три рыбы. Для рыбака, соответственно, все наоборот.

Если эти экономические агенты живут в изоляции, они могут потреблять лишь то, что собственноручно поймали или подстрелили. Мы не знаем, какой точно будет уровень потребления охотника и рыболова. Это будет зависеть от их предпочтений.

Жили они так некоторое время, но однажды их пути пересеклись. И они увидели, что охотник добыл много уток, в то время как рыбак поймал много рыбы. Они посмотрели друг на друга и сказали: «Эврика! Почему мы не работаем вместе? Давай работать вместе и делать только то, что у нас получается лучше всего». Охотник говорит: «Я буду охотиться на уток, а ты, рыбак, будешь ловить рыбу». То есть каждый будет использовать свое сравнительное преимущество.

Сравнительное преимущество заключается в том, что для экономического агента дешевле в плане ресурсов производить то или иное благо. Как мы видели, для охотника дешевле охотиться на уток в плане ресурсов.

Если мы предположим, что в изоляции они распределяли свое время - например, три дня на рыбалку, три дня на охоту, то в изоляции еще до того, как они встретились, они могли потреблять соответствующий уровень уток и рыбы — 6-18 и 24-9. Конечно, охотник потреблял больше уток, потому что он мог их больше ловить, и девять рыбин.

После того, как они встретились и начали делать каждый свое дело — охотиться или рыбачить, вместе они получают 48 уток, потому что это максимум, который может подстрелить охотник при условии, что он не отвлекается на рыбную ловлю. А рыбак может поймать 36 рыбин за шесть дней. Даже если мы предположим, что они поделят все поровну, но это не является обязательным условием, мы видим, что каждый из них увеличит свое благосостояние. Хотя для охотника на уровне уток ничего не меняется, но он может потреблять уже вдвое больше рыбы. Так же для рыболова — для него ничего не меняется в плане рыбы, потому что он будет потреблять 18, но смотрите, уровень потребления уток для него увеличивается в четыре раза.

Заметьте, что не произошло никакого увеличения человеческих ресурсов при этой совместной работе, при этом обмене. Они как работали шесть дней в неделю, так и работают. Но за то, что они распределили труд согласно своему сравнительному преимуществу, они смогли больше производить.

Люди или страны обмениваются благами, которые имеют. От чего зависит сравнительное преимущество? Если мы говорим о людях, сравнительное преимущество зависит от имеющихся ресурсов (врожденный талант, навыки, полученные во время образования). Иногда финансовые ресурсы также определяют сравнительное преимущество в любой другой сфере.

Если мы перейдем на уровень стран, то будем говорить о производстве товаров и услуг. Когда страны экспортируют товары, от чего это зависит? Конечно, сравнительные преимущества страны будут зависеть от имеющихся ресурсов — природных, человеческих, финансовых, технологических, а также от институциональных факторов.

Много исследований показывают, что уровень развития финансового сектора также будет предоставлять сравнительное преимущество в определенных секторах. Например, есть отрасли с длинным циклом производства, которым нужны ресурсы. Если компании не могут занимать или выпускать финансовые облигации, брать в долг с финансового рынка, такое производство, как правило, не сможет нормально развиваться.

Так же с экспортными расходами. Есть немало факторов, которые влияют на уровень экспорта или на секторы, которые могут экспортировать. Расходы могут быть финансовые (например, для того, чтобы подать документ, надо заплатить какой-то сбор), или временные. Например, для того, чтобы пройти таможню, украинские экспортеры должны потратить гораздо больше времени, чем, например, в других странах, более развитых. К чему это может привести? Конечно, это даст сравнительное преимущество в тех странах, где экспорт является быстрым, отраслям, которые зависят от длительности, например, хранение товаров или услуг.

Также влияет состояние рынка труда. Если, например, не существует никаких образовательных программ или рынок не является гибким, люди не могут менять профессию, приспосабливаясь к новым условиям, это также будет убивать их сравнительные преимущества. То есть страна будет иметь сравнительное преимущество, когда в производстве определенного товара или услуги она имеет самые низкие альтернативные издержки по сравнению со своими торговыми партнерами. Конечно, эти расходы будут зависеть от природных ресурсов, человеческих ресурсов и тому подобное.

Почему не все товары могут экспортироваться-импортироваться, то есть переходить границу? Потому что существуют так называемые транзакционные издержки, то есть расходы, связанные с перемещением товаров и услуг. Для того, чтобы обмен был взаимовыгодным, транзакционные издержки на осуществление сделки не должны превышать этих выгод.

Хотя есть продукты, которые чаще всего производятся на местах. Например, хлеб чаще всего производится даже в пределах региона, не говоря о стране. Транзакционные издержки — это, во-первых, транспортные расходы (физическое расстояние) и культурное расстояние.

Очень много исследований показывают, что разные языки общения также являются барьером, поскольку это означает, что договоры должны быть составлены по крайней мере на двух языках. Также характеристики товаров и услуг (условия хранения и перевозки, срок действия). То, что быстро портится, как правило, может экспортироваться, но транспортные расходы могут быть высокими. Например, если вы экспортируете свежую рыбу, вам нужен самолет для экспорта. Если вы экспортируете замороженную рыбу, вам, в принципе, это не нужно, вы можете ее везти дольше. Кроме того, транзакционные издержки для экспорта увеличивает коррупция. Если вам необходимо дать взятку на таможне, конечно, вы учтете это в цене.

Протекционизм — это и есть метод увеличение транзакционных издержек для торговых партнеров. Иногда он происходит за счет финансового увеличения. Другой инструмент - запрет или физическое ограничение количества. Мы видели это на примере наших торговых войн с Россией, которые начались еще задолго до Майдана в 2006 году, когда и молочная продукция, и сыры по очереди были запрещены под предлогом различных санитарных мер.

Существует организация Global Trade Alert, которая отслеживает такие мероприятия. Учитывая ее классификацию можно увидеть: к протекционистским мерам относятся не только традиционные, например, пошлины и квоты, а и те, которые дают любое коммерческое преимущество отечественным компаниям. Это могут быть и субсидии, и финансирование из государственных банков, и различные санитарные и фитосанитарные правила.

«Principles of Economics» - это второй сезон еженедельного лектория «Экономическая лаборатория», в котором известные эксперты рассказывают о том, как устроены экономика, общество и государство, откуда берутся кризисы, как и зачем мы тратим деньги и почему все время выбираем популистов.

Предыдущая лекция: Вадим Новиков: «Взгляд экономиста. Блат, коррупция и хорошие депутаты».

Следующая лекция: Олеся Верченко: «Цены растут, когда государство печатает деньги. Или наоборот?»

Полную версию лекции Елены Бесединой читайте здесь

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Елена Беседина   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.