20 августа 2017, воскресенье

Теневая война вокруг крушения Airbus A321 над Египтом

комментировать
Пока длится война в Сирии, аэропортов Ближнего Востока, где есть проблемы с безопасностью, нужно избегать

Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com

Независимо от того, действительно ли Airbus А321, разбившийся в субботу над Египтом, был сбит террористами, Великобритания приняла правильное решение, отменив полеты в Шарм-эль-Шейх, аэропорт, из которого вылетел злополучный самолет. И остальному миру нужно последовать его примеру.

В данный момент нельзя точно определить, что привело к самой кошмарной катастрофе в истории российской пассажирской авиации, в которой погибли 224 человека. Египетско-российское расследование ещё не закончено. А с учетом политических интересов, на которые влияет война в Сирии, непонятно, кому верить, когда США и Великобритания утверждают, что у них есть причины подозревать, что причиной взрыва стала бомба на борту самолета.

Известные факты и наиболее важные утечки информации изложены ниже.

18-летний Airbus A321 немало налетал на Ближнем Востоке, в том числе и в Сирии, до того, как небольшая российская чартерная компания Когалымавиа, также известная под именем бренда MetroJet, приобрела его в 2009-м. В 2001 году после жесткой посадки в Египте в фюзеляже самолета появились трещины. Airbus провел масштабный ремонт борта. Российское государственное информационное агентство РИА Новости на прошлой неделе сообщило, цитируя анонимный источник, что экипаж жаловался на трудности с запуском одного из двигателей. Также журналисты цитировали слова бывшей жены пилота Сергея Трухачева о том, что он жаловался на состояние самолета. Тем не менее, пилоты, по-видимому, не сообщили полетному контролю о каких-либо технических проблемах до того, как A321 внезапно бросил скорость и разбился через 23 минуты после взлета.

Отпуск в Египте, конечно, дешев и навсегда остается в памяти, но лучше поберечься

Вскоре после крушения следователи определили, что самолет развалился в воздухе. Журналисты LifeNews заполучили заключение судебной экспертизы, в котором было указано, что пассажиры в передней части самолета погибли от механических травм и сопутствующей кровопотери, в хвостовой же части люди были обожжены взрывом. При этом не было понятно, что именно взорвалось, и почему; причиной могла быть бомба, ракета или неисправный двигатель.

Это все, что известно наверняка. Остальное – история утечек и противоречащих друг другу утверждений, в которых ни одной из сторон нельзя доверять – слишком уж очевидно просматриваются их интересы.

Исламское Государство взяло на себя ответственность за крушение самолета в день его падения, запустив заявление в Twitter и на своем полуофициальном сайте. Вслед за этим, уже в среду, 4 ноября, появилось заявление от Вилаят Синай, египетской террористической группировки, аффилированной с ИГИЛ, в котором повторно было сказано о роли ИГИЛ в катастрофе, а следователям предлагалось опровергнуть его. Но ИГИЛ заинтересован в том, чтобы убедить мир, что российские отпускники понесли наказание за путинскую интервенцию в Сирию.

В условиях геополитического хаоса, который представляет собой сирийская война, США и их союзники также заинтересованы в продвижении версии теракта. Победы режима Башара Асада разрушат надежды Запада на политическое решение, которое не включает в себя Асада, и, несмотря на то, что правительственные войска даже при помощи России и Ирана продвигаются медленно, они начали отвоевывать потерянные ранее территории. Если демонстрация того, что интервенция дорого обойдется, поможет отговорить Россию от оказания поддержки Асаду, это будет хорошим результатом для США.

США не называли падение A321 терактом официально, но утечки от источников в спецслужбах указывают на то, что кто-то в аэропорту мог поместить бомбу на борт самолета.

Власти Великобритании в продвижении версии теракта зашли дальше. Министр иностранных дел Филипп Хэммонд заявил «о серьезной вероятности» того, что российский самолет мог быть взорван. Премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал 5 ноября, что это было «скорее так, чем наоборот». Рейсы между Великобританией и Шарм-эль-Шейхом отменены, словно для того, чтобы подчеркнуть серьезность предположения.

Египтянам такое выслушивать не очень-то хочется. Президент Абдул-Фаттах ас-Сиси решительно настроен доказать, что его страна – безопасное место для туризма, ведь туризм составляет 12% от доходов страны. Министр иностранных дел Египта назвал заявления Великобритании «поспешными и необоснованными», хотя руководитель аэропорта был уволен, а власти пересматривают процедуры безопасности.

В то же время, ас-Сиси, отметивший, что на расследование крушения могут уйти месяцы, сейчас прибыл в Лондон для переговоров с Кэмероном. Спор вокруг Шарм-эль-Шейха, вероятно, перевесят все остальные темы разговора, что может стать удачей для Кэмерона: его упрекали за готовность принять ас-Сиси, чьи проблемы с соблюдением прав человека в стране хорошо известны. "Идет геополитическое сопротивление действиям России в Сирии, - заявил 4 ноября председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев. - Как это ни кощунственно звучит, в мире достаточно тех, кто предпочёл бы эту катастрофу заведомо, без должных на то оснований списать на ответную реакцию джихадистов в отношении России".

У Москвы есть и свои мотивы для того, чтобы признать факт террористической атаки последней. Первый – Путин пытается избежать признания жертв операции, как среди военных, так и среди гражданских. Простые россияне опасаются, что она может стать повторением Афганистана. Второй мотив – Путин, который нуждается в новых союзниках на Ближнем Востоке, налаживает отношения с ас-Сиси. Присоединившись к позиции Запада, который винит египетскую службу безопасности в случившемся, он разрушит эти достижения.

Несмотря на то, что Кремль подташнивает от одной мысли о потерях, те, кто надеется, что признание случившегося терактом остановит сирийскую операцию, вероятно, ошибаются. Он задавил исламистское движение за отделение Чечни, несмотря на ряд терактов, в том числе и в Москве.

Если действительно будет доказано, что причиной крушения была бомба ИГИЛ, это может с легкостью дать путинской пропагандистской машине возможность получить поддержку более агрессивного участия в сирийском конфликте. Большинство из погибших туристов были родом из Санкт-Петербурга, родного города Путина. Президент может очень убедительно призвать нанести решительный удар по ИГИЛ.

Тем не менее, несмотря на всю эту мешанину политических интересов, Великобритания отреагировала на случившееся правильно. Аэропортов Ближнего Востока, относительно безопасности которых есть сомнения, нужно избегать, пока длится война в Сирии – Шарм-эль-Шейх был известен небрежностью системы безопасности. Отпуск в Египте, конечно, дешев и навсегда остается в памяти, но нужно воспрепятствовать новым инцидентам. России следовало бы тоже отменить полеты в этой зоне.

Авиаперевозчикам следует задуматься о том, безопасно ли вообще летать над египетской провинцией Синай. Считается, что у террористов нет зенитных ракет нужной дальности, чтобы сбить самолет, летящий на такой высоте, как Airbus MetroJet, но войны и пассажирские полеты плохо сочетаются. К этому моменту миру уже следовало бы выучить урок сбитого над Восточной Украиной самолета Малазийских авиалиний.

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Леонида Бершидского на Bloomberg View. Републикация полной версии текста запрещена.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.