29 июня 2017, четверг

Почему мы уверены, что второй пилот Germanwings – убийца?

комментировать
Построить надежную теорию случившегося с рейсом 9525 невозможно без технических данных с бортового самописца

Построить надежную теорию случившегося с рейсом 9525 невозможно без технических данных с бортового самописца

Пока данные бортового самописца не подтвердили вину Андреаса Любица окончательно, шквал обвинений необоснован

Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com

Журналисты в своих материалах, посвященных предположениям о том, что Андреас Любиц, второй пилот Germanwings, разбил самолет 9525 над французскими Альпами намеренно, уже пришли к выводу, что он виновен.

«Андреас Любиц (27 лет) - безумный пилот», - гласил один из заголовков Bild, самого популярного таблоида Германии. «Убийца в кабине пилота», - поддержала тренд лондонская Daily Mail. Но лучше всего высказался The Independent: «Массовое убийство из кабины пилота». Другие таблоиды продолжили в том же ключе: «безумец», «пилот-предатель», «да кто вообще пустил его в самолет?».

И все потому, что марсельский прокурор Брайс Робин посчитал уместным объявить, что второй пилот «хотел уничтожить самолет». К этому выводу прокурор пришел, основываясь на аудиозаписях из кабины, но их можно интерпретировать по-разному. С уверенностью утверждать можно только то, что капитан вышел в туалет, оставив второго пилота в кабине. Затем, по словам Робина, второй пилот заблокировал дверь, помешав коллеге вернуться, и начал резкое снижение. Капитан, видимо, ломился в дверь, но безуспешно – Любиц молчал; на аудиозаписи за криками и стуком слышно его ровное дыхание.

Таблоиды устроили травлю Любица заголоками «безумец», «пилот-предатель», «да кто вообще пустил его в самолет?»

Имеющихся доказательств недостаточно, чтобы прийти к таким фундаментальным выводам, к каким пришел Робин. Видео Airbus, в котором описываются процедуры открытия и закрытия бронированной двери кабины, дают почву для альтернативных интерпретаций аудиозаписи с рейса 9525. Нормальная процедура повторного открытия двери кабины включает в себя связь с пилотом, который находится внутри, при помощи внутреннего телефона, затем – нажатие кнопки, посылающей сигнал в кабину. Пилот, находящийся в кабине, слышит сигнал и нажимает переключатель, чтобы впустить своего коллегу. Если этого не происходит, человек, который находится снаружи, должен ввести код, после чего получает 30 секунд на то, чтобы открыть дверь.

Представьте на минутку, что Любиц потерял сознание, пока капитана Патрика Сонденхаймера не было в кабине, а у капитана и команды по какой-то причине был неверный код входа.

Или допустите, что Сонденхаймер колотил в дверь вместо того, чтобы пройти стандартную процедуру, описанную в видео Airbus. В таком случае инструкция предписывает, что пилот, находящийся внутри, должен заблокировать дверь. Если все произошло именно так, возможно, Любиц запаниковал, подумав, что самолет планируют захватить, и попытался совершить экстренную посадку?

Конечно, все эти версии выглядят довольно нереалистично, но не менее нереалистично и предположение, что Любиц нарочно убил 150 людей, которых даже не знал, поскольку находился в депрессии или поссорился со своей девушкой. На пресс-конференции Робину задали вопрос о религиозных взглядах второго пилота. Прокурор мгновенно понял намек, заявив: «Он не значится в списке террористов, если вы на это намекаете».

Правда в том, что построить надежную теорию случившегося с рейсом 9525 невозможно без технических данных с бортового самописца. Когда – или если – его найдут, мы сможем выяснить, почему самолет начал снижение. Как заметил корреспондент Vanity Fair Уильям Лангевише, который сам является пилотом и занимался освещением расследования катастрофы, относительно предположений прокурора: «Рано что-либо утверждать. Профессиональные детективы, разумеется, в курсе такой возможности, но слепо хвататься за одну-единственную теорию они не будут. Они рассмотрят все варианты. Как функционировали системы? Насколько я знаю, самописец пока не нашли, и есть вероятность, что он не пережил инцидента».

К такому же выводу пришли в Vereinigung Cockpit, немецком профсоюзе пилотов:

«Причины этого падения, как и объяснение, почему второй пилот не реагировал на обращения к нему, остаются неизвестными. Нет ответа и на вопрос, почему капитан не смог вернуться в кабину. Чтобы получить эти ответы, жизненно необходимо как можно скорее найти самописец и проанализировать хранящиеся в нем данные». 

Конечно, профсоюз пилотов может просто не хотеть признавать очевидное, и да, есть вероятность, что Любитц разбил самолет нарочно, как это сделал второй пилот рейса 990 EgyptAir в 1990. Но пока это не доказано наверняка, шквал обвинений необоснован.

Это причиняет боль семье Любица, заставляет нервничать людей, которые знали его как нормального молодого человека и ничуть не уменьшает страданий семей погибших. Гнев и горе – плохое сочетание. В 2004 году россиянин Виталий Калоев полетел в Швейцарию специально для того, чтобы пырнуть ножом авиадиспетчера, обвиняемого в крушении самолета, в котором погибла семья Калоева. Россиянин не раскаялся даже после вынесения приговора.

Помимо всего прочего, бесконечные репортажи, последовавшие за преждевременным заявлением Робина, наносит моральный ущерб всем людям, страдающим от депрессии, как и Любиц когда-то.

Да и Ангеле Меркель не стоило уже на следующий день выступать с заявлением, в котором она назвала случившееся «преступлением против всех жертв катастрофы и их семей». Расследование авиакатастроф – не та сфера, где поспешные выводы уместны. И сейчас меня меньше всего интересуют детали личной жизни покойного Андреаса Любица. Куда важнее - почему рейс 9525 начал терять высоту над теми горами.

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Леонида Бершидского на Bloomberg View. Републикация полной версии текста запрещена.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.