7 декабря 2016, среда

Как сделать Киев комфортным для жизни: португальский опыт

комментировать
Культурная программа Киева направлена не на развитие, а на «поддержание штанов»

Кто хочет быть представителем власти в городе? Зачастую тот, у кого есть амбиции, но недостаточно ресурсов, чтобы изменить что-либо. Разница только в мотивах: кто-то старается ради собственного блага, другой - на благо города.

Ни для кого не секрет, что именами мэров отмечаются успешные и неуспешные времена. С ними связывают появление исторически значимых построек, а порой – их разрушения. От амбиций и умения градоначальников привлечь внимание к городским делам зависит, появятся ли в городе меценаты. От их понимания важности момента часто зависит судьба и статус города на десятилетия и даже на века. Особенно если речь идет о городе с тысячелетней историей, породившем успешное государство и восточнославянскую культуру.

Несколько лет беспредела будут преследовать каждого из нас, если мы будем способствовать отсталости и погрязаем в рутине недоделок, тормозящих возвращение Киеву статуса восточнославянского центра культуры, города, давшего миру целую цивилизацию.

Как известно, от городской среды и пространственно-культурного взаимодействия в ней зависит будущее города и его жителей. Долгосрочные инвестиции не придут в город без стратегии развития, без ответственной власти. Наличие комфорта не исчисляется количеством дорогих авто, торговых центров и VIP-зон. Напротив, богатство города – это любящие его люди.

Горожане любят Киев, потому и ропщут, поминая нерадивую власть, которая лишь способствует постоянным утратам памяток архитектуры, несанкционированным и опасным для ландшафта застройкам, непомерным ценам за коммунальные услуги, загрязнению парков и застройке скверов, которые еще долгое время могли бы поддерживать статус самого зеленого, красивого и комфортного города.

Богатство города – это любящие его люди

Конечно, туда, где нечем дышать, где царит безразличие по отношению к культуре прошлого, где нет ничего для того, чтобы человек чувствовал себя полноценной единицей общества, инвестиции не пойдут. Сегодня Киев для непривыкшего глаза выглядит именно так.

Но сегодня речь пойдет не только о Киеве, но и о том, как в европейских городах распространяется и набирает силу философия муниципального управления, в котором позицию куратора получает ответственный мэр.

В конце февраля, как новоиспеченный депутат горсовета, я поучаствовала в европейской учебной инициативе «Культура для городов и регионов». Мне хотелось разобраться, возможны ли другие сценарии в обустройстве Киева и может ли он претендовать на статус культурного центра.

Лучший метод – не только слышать, но и видеть. Мы посетили три города: Порту, Гимарайнш и Брагу, где удалось поговорить с людьми, инициативы которых привели к глобальным изменениям в городе.

Мы общались с городскими властями, знакомились с новаторскими объектами, изучили опыт сотрудничества между творческими объединениями и городом. Интересно, что городские власти не только используют разработки творческих объединений непосредственно для города, но и поддерживают систему подготовки специалистов, уровень которых позволяет получать заказы и продавать креативные кейсы бизнес-корпорациям. Каждая идея достойна отдельной статьи, отдельного публичного обсуждения. Но начнем с общего и плавно перейдем к частному.

Северная Португалия – регион с населением, в сумме аналогичным Киеву – около 3,7 млн. жителей. Это 35% населения страны и 23% ее территории. Как экономический хаб, Северная Португалия создает 40% экспорта и 30% ВВП всей страны. Ключевая концепция региона – активная интеграция экономического и культурного развития.

В чем же секрет такого успеха? Сбалансированный подход к развитию основных сфер городской среды. Архитектура, креативные индустрии и искусство – почти равноправные элементы стратегии. 

Порту и Гимарайнш – культурные столицы Европы 2001-го и 2012-го годов соответственно. Каждая такая номинация давала мощнейший толчок развитию культурных объектов. С 2008 года регион активно вкладывает в развитие креативной индустрии: проектные инкубаторы, исследовательские институты, диджитал-центры, коворкинги и множество системных и локальных проектов.

В рамках плана и стратегии были отобраны приоритетные направления развития. Среди них культура, дизайн и мода, а также установление памятников, включение их в культурный туристический маршрут.

А слышали ли вы о чем-то подобном в рамках разработки стратегии развития Киева или хотя бы активных туристических зон Украины? Есть ли в Киеве понимание сути структурных направлений?  Увы, мы кардинально отличаемся. И культурная программа Киева направлена не на развитие, а на «поддержание штанов» отживающих свой век отсталых культурных технологий.

У португальцев в корне другой подход – системное развитие новых материалов, инновационных производственных технологий, архитектурных решений для получения абсолютно конкретных конкурентных преимуществ в секторах, связанных с производством дизайнерских потребительских товаров: одежды, обуви, аксессуаров, мебели, ювелирных украшений и бижутерии.

Поделюсь несколькими вдохновляющими примерами из культурной среды прогрессивного Порту.

Креативные хабы. Maus Hábitos («плохие привычки») находится на крыше многоэтажной парковки прямо в центре города, в одной из самых дорогих зон. Владелец здания, возможно, мог бы заработать больше, если бы отдал и этот этаж под парковку или коммерческие цели. Однако он понимает, что ценность системных культурных мероприятий намного больше и имеет прямое влияние на доходность всего остального комплекса. Hard Club – креативный центр в переоборудованном помещении старого крытого рынка. В хабах проникаешься уникальной атмосферой, которой невозможно добиться в новостройках.

Следующая история – Порту Лазер. Это инициатива, управляемая командой из числа местных властей (децентрализация по духу, а не букве). Они выдают небольшие гранты и проводят культурные мероприятия. Ранее оккупировали большое старое офисное здание, которое много лет стояло на продажу. Там они проводили выставки, мастер-классы и студийные мероприятия. После покупки здания новым владельцем инициатива переселились в опустевшее здание бывшего банка.

Rivoli Municipal – театр, специализирующийся на танце как средстве коммуникации, привлекательном для туристов, поскольку в таком формате стираются языковые барьеры.

UPTEC.PINC – креативный инкубатор, предоставляющий поддержку и место для развития для старт-ап проектов в сферах дизайна, коммуникаций, архитектуры, музыки, визуального и театрального искусства, издательского дела. Casa daMúsica и Mala Voadora – двеабсолютно разные по масштабу, но столь близкие по духу концертные площадки Порту.

И это только Порту. Гимарайнш и Брага не менее увлекательны. Надеюсь виртуально пройтись по ним в деталях в следующих статьях.

Какой вывод из увиденного можно сделать? Поддержка для культурного сектора – это не всегда и не обязательно финансы. Скорее, это вопрос уменьшения бюрократии при создании проектов и креативных территорий, понимания ценности культурного развития, по сравнению с обычными коммерческими объектами, а также политической поддержки креативных начинаний не на словах, а на практике. Какими? Поговорим в следующий раз.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.