7 декабря 2016, среда

Бескультурное окультуривание. Наш путь в Европу

комментировать
Вопрос внешнего вида города не ограничивается фасадами зданий

Приехав в город, туристы и предприниматели смотрят на внешний вид зданий, их опрятность, состояние, красоту. Если общая картинка их не впечатляет, они делают вывод, что здесь неинтересно. И потому никогда сюда не вернутся и денег здесь не оставят.

Это банальная истина, но почему-то, декларируя развитие городской культуры и туризма, власти часто о ней забывают. Киев – яркий пример.

Рушатся исторические здания. Все больше на улицах дыр вместо домов, которые потом застроят дешевыми и неуместными для исторического центра высотками. Машины, запаркованные в два ряда на исторических пешеходных улицах. Неопрятные торговцы продают китайские поделки и матрешки вдоль туристического маршрута на одной из самых знаковых улиц города – Андреевском спуске.

Это не единственные характеристики современного Киева. Что уж говорить о новом тренде – муралах, которые, по мнению городских властей, способны дешево и сердито спрятать обветшалость города.

Красочные росписи на стенах отвлекают взоры горожан не только от мусора под ногами, как, вероятно, было задумано, но и одновременно от архитектурного достояния города, от того или иного исторического строения или места.

Ладно, если бы эти цветные шедевры скрашивали быт жителей «хрущевских» районов. Царящие там серость и дискомфорт тяжело испортить. Но местом расположения муралов почему-то становятся  самые красивые киевские дома – памятники. С их появлением уникальный киевский ландшафт превращается в выставку картин, которые ни по содержанию, ни по форме не связанны с городом и его историей.

Кричащий пример – скандальная история со странным муралом на Спасской, 6. Дом 1910 года – один из лучших образцов киевского модерна. Здесь расположился совершенно безо всяких законных оснований близкий художнику из Бразилии, но совершенно чуждый и никак не развивающий местный контекст мурал.

Когда туристы видят, что город помнит свою историю, их интерес к этой истории тоже растет

Спустя месяцы объект так и не был принят как эстетическая ценность подолянами, и они продолжают разражаться и заваливать жалобами городскую власть.

Требуется серьезная общественная дискуссия о целесообразности бесконтрольного размещения муралов на зданиях, имеющих историческую ценность. К слову, Управление охраны культурного наследия также возмущено отсутствием согласованного с ними решения о размещении на памятниках каких-либо дополнительных изображений, разрушающих ценность исторических объектов.

Муралы – это довольно популярная форма современного стрит-арта. Они могут быть вполне уместны, если будут согласованы по всем параметрам – ландшафту, контексту, истории места и перспективам его развития.

И снова примеры из Порту, города, который не меньше Киева нуждается в гармонизирующих старое и новое технологиях, включая муралы.

Посмотрите на «маяки» креативного пространства Европы – города Северной Португалии. В прошлой колонке я начала рассказ о Португалии и учебной инициативе «Культура для городов и регионов». В этом материале я остановлюсь на нюансах португальского опыта в работе с городскими зданиями, в особенности старыми.

Кейс первый. Группа архитекторов-дизайнеров FAHR 021.3 при поддержке специалистов по созданию креативного освещения ThinkLight и Globaltroni создала в Порту уникальную световую инсталляцию-камуфляж для полуразрушенного исторического здания. Примечательно, что неоновая завеса создана художниками, которым муниципальные власти выделили помещение для креативных индустрий – инкубатора или кластера, как это теперь называют.

Неоновую завесу из 1 300 цифровых линеек и почти 21000 LED лампочек «накинули» на фасад здания, создав форму ниспадающего трехмерного покрывала. Завеса способна генерировать картинки и буквы в режиме динамического цифрового программирования – например, складывая слова «Porto», «great», «hello» и другие. Яркость объекта такова, что полуразрушенный фасад практически невидим ночью и элегантно затенен самими материалами завесы днем.

Показательный пример успешного сотрудничества креативной молодежи и города. Кстати, городу это почти ничего не стоило.

Кейс второй. Порту еще со Средних веков известен своей любовью к креативной фасадной плитке. Десятки тысяч различных дизайнов украшают фасады домов – португальские azulejos (плитка) уже стали всемирно известными и высоко ценятся экспертами в области искусства, историками и арт-дилерами.

Однако сами владельцы их значительно недооценивают. Поэтому существует целый черный рынок торговли azulejos, который разрушает аутентичный и неповторимый вид города. В результате Департамент музеев и культурного наследия Порту создал Банк материалов (Banco Materiais) для сохранения и восстановления наследия azulejos.

Банк работает и как музей материалов и, что значительно важнее, как источник материалов для восстановления и реконструкции фасадов и внутреннего убранства в городе. В случае необходимости реконструкции того или иного фасада владелец здания подает запрос в мэрию на конкретный вид плитки. Если она есть в наличии в достаточном объеме, Банк предоставляет ее. Если нет – владелец получает список фабрик керамики, которые способны произвести именно такой тип и дизайн плитки.

Вообразите: 15 000 видов плитки собраны в музее с момента его открытия в 2010 году, более 7 300 плиток предоставлены для реконструкций. Таким образом были восстановлены более 100 зданий, а еще почти 1 500 получили техническую помощь от Банка.

Банк материалов также создал центр подготовки специалистов по эксплуатации и консервации зданий, несущих историческую ценность. Частные компании поддерживают существование Банка, его специалисты тесно взаимодействуют со всеми коммунальными службами города – пожарными, полицией, аварийщиками, транспортом и теплосетями.

Пусть в Киеве нет azulejos как традиции украшения фасадов и интерьера, однако старые здания Киева славятся уникальной лепкой, фасадными скульптурами, мозаикой и другими элементами, которые можно было бы документировать, сохранять, и ставить задачу малому бизнесу по воспроизводству для восстановления исторических объектов. Когда туристы видят, что город помнит свою историю, их интерес к этой истории тоже растет.

Безусловно, муралы и другой стрит-арт также присутствуют в значительном количестве и в Порту, и в других городах Португалии. Однако их появление регулируемо и облагораживает прежде всего современные здания. Исторические же объекты требуют особо чуткого и тонкого внимания к себе. Восстановление исторических фасадных элементов с полным «осовремениванием» внутреннего объема здания, креативная подсветка – вариантов масса, и все они подчеркивают облик старого города, а не меняют его до неузнаваемости.

Вопрос внешнего вида города не ограничивается фасадами зданий. В более глобальном смысле это еще и вопрос информационной экологии. Например, обилие внешней рекламы, в том числе и на фасадах зданий.

В Киеве это выглядит просто как информационный мусор – без стиля и вкуса. Мы просто вынуждены его созерцать на дорогах, на зданиях, в парках и других местах отдыха. Times Square на Манхеттене в Нью-Йорке славится обилием рекламы – но это элемент тщательно продуманного стиля.

А в Central Park (вдумайтесь – четыре квадратных километра парковой зоны без единого делового здания прямо посредине острова с небоскребами на земле стоимостью в 10 миллиардов долларов) полная тишина, отсутствие событий, место для отдыха. Парк – неприкасаемая для большого бизнеса территория. И бизнес уважает эту позицию.

Но мы не ищем элегантных путей. И превращаем Владимирскую горку – исторический объект, имеющий статус памятника, красивейшее в Киеве и, по сути, заповедное место, в пасхальный базар. Как будто в Киеве нет других площадных мест. И умиротворенность Central Park остается в наших реалиях недосягаемой мечтой.

Что же мешает хоть чуть-чуть приблизиться к эталону у нас? Время задуматься, какие «лица» зданий родного города увидят наши дети.

Когда туристы видят, что город помнит свою историю, их интерес к этой истории тоже растет

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.