8 декабря 2016, четверг

Пять главных причин авиакатастроф

комментировать
Ошибка пилота, терроризм или плохие погодные условия. Что чаще всего становится причиной падения самолетов?

Новости об очередной ужасной авиакатастрофе поднимают волну вопросов о безопасности полетов и угрозе терроризма. Но пока нет конкретных фактов, не стоит спекулировать на тему того, что спровоцировало крушение. Все, что мы знаем – несколько главных причин, из-за которых чаще всего происходят трагедии.

1. Ошибка пилота

С тех пор как самолеты стали более надежными, доля аварий, вызванных ошибками пилотов, увеличилась. На данный момент она составляет около 50%. Самолеты – сложные механизмы, требующие соблюдения множества норм. Поскольку пилоты активно взаимодействуют с воздушными судами на всех этапах полета, существует масса возможностей, чтобы что-то пошло не так - от неудачного программирования бортового компьютера до неправильного расчета необходимого количества топлива.

Такие ошибки ужасны, но важно помнить, что пилот также остается и последней надеждой, когда что-то идет не так. В январе 2009 года Airbus A320 столкнулся со стаей гусей над Нью-Йорком. Двигатели самолета отказали, капитан Чесли Салленбергер взвесил несколько вариантов и быстро отреагировал на ситуацию. Исходя из своего немалого опыта и знаний (в частности, относительно управляемости данного самолета), Салленбергер решил развернуть самолет и посадить его на реку Гудзон. 150 пассажиров спасли не компьютеры и не какие-либо другие автоматические системы. Их спасли два пилота – они были теми элементами, которые техно-энтузиасты мечтают заменить компьютерами и диспетчерами.

Доля аварий, вызванных ошибками пилотов, составляет около 50%

2. Отказ техники

Несмотря на улучшившийся дизайн и качественное производство, отказ техники на сегодняшний день является причиной 20% катастроф. Двигатели стали надежнее, нежели полвека назад, однако и сегодня время от времени происходят ужасные поломки.

В 1989 году отделение лопасти компрессора в первом (левом) двигателе авиалайнера Boeing 737-400 авиакомпании British Midland Airways привело к его отказу. Измерительные приборы самолета тяжело считывать. Пилоты неправильно определили, какой двигатель перестал работать. Запутавшись, они отключили второй (правый) двигатель. При неработающих двигателях самолету не хватило взлетно-посадочной полосы аэропорта Восточного Мидландса, чтобы совершить успешную посадку.  В катастрофе погибли 47 человек, многие были ранены, в том числе капитан и старший помощник.

В 2010 году в небе над индонезийским островом Батам у авиалайнера Airbus A380-842 авиакомпании Qantas взорвался двигатель. Благодаря мастерству пилотов самолет благополучно приземлился.

Порой с новыми технологиями возникают и новые типы неполадок. Например, в 1950-е годы появились самолеты с турбореактивными двигателями, а с ними и абсолютно новый риск – усталость материала конструкции, вызванная избыточным давлением наддува. Несколько громких катастроф по этой причине привели к тому, что самолет Havilland Comet вывели из использования для изменения конструкции.

3. Погода

Около 20% крушений происходят по причине плохих погодных условий. Несмотря на множество электронных приспособлений, таких как гироскопические компасы, спутниковая навигация и обновляющиеся данные о погоде, воздушные судна по-прежнему страдают от шторма, снега, тумана. В декабре 2005 года Boeing 737-7H4 авиакомпании Southwest Airlines, летевший из Балтимора в Чикаго, попытался приземлиться во время метели. Лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в стоявшие поблизости автомобили, убив при этом малыша.

Один из самых известных инцидентов, связанных с плохими погодными условиями, произошел в феврале 1958 года. Двухмоторный пассажирский самолет компании British European Airways разбился при попытке взлета из мюнхенского аэропорта. 23 человека погибли, многие из которых были игроками футбольного клуба «Манчестер Юнайтед». Расследование установило, что из-за снежной каши на взлетно-посадочной полосе самолет замедлился до такой степени, что не смог достигнуть необходимой для взлета скорости. Кстати, молнии, которых боятся некоторые пассажиры, не представляют такой уж большой угрозы.

4. Саботаж

Саботаж является причиной примерно 10% падений самолетов. Как и в случае с ударами молний, риск саботажа намного ниже, чем думают люди. Тем не менее, известно немало шокирующих нападений диверсантов. В сентябре 1970 года захват трех пассажирских самолетов в Иордании стал переломным моментом в истории авиации, приведя к пересмотру политики безопасности. Три самолета, захваченные сторонниками Народного фронта освобождения Палестины, были взорваны буквально на глазах мировой прессы.

Несмотря на ужесточение мер безопасности, преступникам по-прежнему удается обходить преграды – примером этого является так называемый «обувной террорист» Ричард Рейд, в 2001 году пронесший на борт самолета бомбу, спрятанную в ботинке. К счастью, попытка Рейда взорвать самолет посреди полета оказалась неудачной. 

5. Другие человеческие ошибки

Остальные потери являются причиной других человеческих факторов: ошибки авиадиспетчеров, диспетчеров, погрузчиков, автогазозаправщиков или инженеров по техническому обслуживанию. Некоторые из технических сотрудников, которым приходится выдерживать длинные смены, могут совершить потенциально катастрофические ошибки.

В 1990 году пробитое лобовое стекло самолета British Airways едва не стоило жизни его капитану. Согласно данным расследования инцидента, почти все из 90 крепежных болтов стекла были меньше необходимого диаметра. Вместо того, чтобы понять, что разница между болтами и отверстиями была вызвана тем, что он взял неправильные болты, технический работник, который прилаживал стекло, решил, что проблема в слишком больших отверстиях. Он плохо спал и занялся заменой стекла в период, когда его биологические часы требовали сна – а в это время логическое мышление часто отказывает.

The Conversation

Перевод НВ

Впервые опубликовано на The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Саймон Эшли Беннетт   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.