7 декабря 2016, среда

Так мы точно идем в Европу? Не в СССР?

комментировать
Уважение к правам и свободам человека – то, что составляет ядро европейских ценностей

Кажется, уже решено: идем в Европу. А уж на Западной Украине и в ее неформальной столице – Львове, так и подавно.  И уж от Советского Союза тут избавились, казалось бы, давно и окончательно. Так ли?   

В чем была основная отличительная особенность повседневной жизни в те времена? Помню, как в школе мерили сантиметром юбки – не более пяти сантиметров выше колена. Нельзя, не положено! Еще помню, как меня едва не выгнали из Комсомола за то, что пригласила на школьный вечер (как культорг) рок-ансамбль. Какой разврат!  Еще помню, как в университете нас тягали в известную инстанцию за «самиздат» - мы в количестве пяти экземпляров напечатали литературный альманах (нет, никакой политики там не было, но кто разрешил?).

Да много чего можно вспомнить. Одна из ключевых особенностей жизни советского тоталитарного общества – это всеобщая унификация. Все смотрели одни и те же фильмы, которые одновременно были в прокате по всей стране, были две общесоюзные телепрограммы и одна республиканская, почти все ездили на общественном транспорте, а редкие обладатели собственных авто имели либо Запорожец, либо Жигули, в редких случаях – Волгу

Но главное – все должны были думать одинаково, единственно верная доктрина – марксизм-ленинизм, единственная партия в стране – Коммунистическая, она же, согласно 6 статье Конституции – навечно правящая, на выборах – выбор из одного кандидата.  Короче говоря, советский тоталитаризм – это общество полной несвободы.  И это была не только политика власти, но и умонастроение населения (трудно сказать – большинства ли, т.к. эмпирической социологии не было в принципе, ведь партия лучше знает, что думают граждане?).

Запретить можно только то, что мешает другим людям

И бабуси плевали вслед девице в мини-юбке, и в белых брюках можно было щеголять в Киеве, но не в родительской провинции, и при родном деде нельзя было сомневаться в политике партии, и услышанные сквозь треск глушилок передачи радио «Свобода» можно было обсуждать только в очень тесном кругу надежных друзей. А уж секс! Его просто не было. Вернее, он, конечно, был (иначе, откуда дети?), но ни в общественном дискурсе, ни в советской культуре, ни в образовании, ни даже в семейном воспитании секса не было.   Фильм «Маленькая Вера» периода перестройки, где герои милуются (и только) в постели стал настоящей сенсацией на всю страну.

Об однополой любви даже не слышали, а если бы и знали – это было бы воспринято (причем искренне) как уголовщина, ведь и соответствующая статья в Уголовном кодексе была.  

Запад был противоположностью этому унифицированному миру: для одних - желанный мир свободы, для других – проклятие разврата и аморализма.

Крах Советского Союза, рыночная экономика, культурное разнообразие, соревновательность партий и идеологий, открытость миру, наконец, всемирная сеть Интернет, казалось бы, привели к концу бывший замкнутый унифицированный мир. Но можно ли в один момент перейти из царства тотальной несвободы в мир свободы?

Парадоксальным образом, люди, получив свободу, используют ее для того, чтобы ограничивать свободу других, строить унифицированный мир в соответствии со своим пониманием единственно «правильного», где всякая инаковость жестоко преследуется.

Отношение к меньшинствам может служить четким индикатором «европейскости»: ведь «меньшинства» - всегда «другие», не такие, «как все».  Закон стоит на страже прав и свобод каждого гражданина, в том числе и «инакового».  Круг запрещенного тоже четко определен Законом. А все, что не запрещено законом, дозволено.

У нас тоже, вроде бы, сексуальное поведение – это личное дело каждого. И если люди с нестандартной сексуальной ориентацией решают провести собрание или митинг – это их неотъемлемое право. Но события во Львове четко показали, насколько мы еще «недоЕвропа»: и часть общества не способна принять людей иной сексуальной ориентацией, а правоохранительные органы, которые должны обеспечивать порядок, во время Фестиваля равенства во Львове бездействовали. 

Если каждый отдельный человек посчитает себя вправе устанавливать в обществе те нормы, которые нравятся лично ему, начнется хаос. Одних может раздражать, что кто-то носит мини-юбки – так что, бить женщин, которые их носят? Другим может не понравиться, что кто-то целуется на улице – так что, бить людей, которые целуются на улицах? Запретить можно только то, что мешает другим людям. Например, нельзя шуметь в позднее время, потому что это мешает другим спать. Чем представители ЛГБТ мешают другим?  Только тем, что раздражают своей «инаковостью».  

Но если мы действительно строим Европу в Украине, то должны отдавать себе отчет, что   европейские ценности включают толерантность к инаковости, принятие разнообразия и сложности людского мира.  Иначе – Советский Союз.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.