21 октября 2017, суббота

Финансовая концентрация под лозунгом децентрализации

комментировать
Чем угрожает развитию Украины новый этап бюджетной децентрализации

Финансовая децентрализация в том виде, в котором она существует, обретает крайне уродливые формы. Ее сложно назвать жизнеспособной.  

В значительной степени казна городского бюджета формируется прибылью от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Он взимается с различных видов финансовых поступлений (зарплата, стипендия, поощрительные и компенсационные выплаты, отчисления по трудовым отношениям и гражданско-правовым договорам, хозяйственная и профессиональная деятельность, инвестиционный доход и прочее), с депозита, дивидендов, продажи недвижимого или движимого имущества и так далее. 

В среднем НДФЛ составляет не менее 40-50% бюджета местного самоуправления (порой эти проценты значительно выше), какая-то доля этих средств отчисляется в государственный бюджет. В разных странах подобная практика имеет место, хотя процент таких отчислений может существенно разниться. Но в украинских реалиях механика образования бюджета доведена до абсурда.

До недавнего времени выравнивание бюджетов местного самоуправления проводилось за счет перераспределения между регионами. Проще говоря, если в городе или селе образовывалось больше ресурсов, чем требуется, эту часть забирали в государственную казну. Если же ресурсов оказывалось меньше, госказна компенсировала недостачу, восстанавливая баланс. Но такое положение дел отнюдь не стимулировало развитие регионов, поскольку уравнивало активные и инертные города и села. К тому же, тут сложно говорить о "справедливом балансе", так как зачастую большие дотации получали не нуждающиеся в них регионы, а те, у которых сильнее лобби в правительстве. В общем, требовались серьезные изменения, что и стало одним из важных побуждающих факторов к децентрализации власти, а также реформированию системы местного самоуправления и налоговой системы.

Главный признак независимости местных бюджетов — самостоятельное распоряжение ресурсами

В результате в Бюджетный кодекс Украины были внесены изменения, согласно которым с 1 января 2015 года начат якобы новый этап бюджетной децентрализации. Указанными изменениями урегулированы, в частности, бюджетные правоотношения, связанные с внедрением новой модели финансового обеспечения местных бюджетов и межбюджетных отношений, начата финансовая децентрализация. 

Главный признак финансовой независимости местных бюджетов — это самостоятельное распоряжение финансовыми ресурсами, достаточными для реализации функций и задач, возлагаемых на органы местного самоуправления. Но, на сегодняшний день местные органы власти не обладают достаточными финансовыми ресурсами для организации управления экономической и социальной сферой своих территорий: по данным аналитиков Ассоциации городов Украины, последние четыре года государство на 20% недодает средств местным органам власти на переданные им полномочия.  Раньше НДФЛ распределялся следующим образом: бюджеты городов областного значения получали 75%, областные бюджеты —25%, госбюджет — 0%.

Теперь, в связи с новым законодательством, налог с доходов физических лиц распределяется следующим образом: бюджеты городов областного значения получают 60%, областные бюджеты — 15%, государственный бюджет — 25%. Таким образом, от налога с доходов физических лиц вместо 100% местным бюджетам остается лишь 75%. Но особенно от этих «новаций» страдает столица Украины.

Планируется, что в 2015 году объем поступлений НДФЛ в целом по Украине составит 42,3 млрд грн. Общий объем поступлений НДФЛ за первое полугодие уже составил 23 млрд 555,1 млн, или 54,3% от уровня выполнения годового показателя, утвержденного местными советами. При этом Киев формирует 30% бюджета всей Украины. Структура отчислений из столичной казны в центральный бюджет составляет 60% от общего объема взимаемого налога НДФЛ. Удельный вес налога в доходах общего фонда столичного бюджета составляет 52,8%, или 6,586 млрд грн. Вдумайтесь, 60% от этой суммы, а это 3,9516 млрд гривен, просто изымается из киевского бюджета в государственный.  Оставшаяся сумма — это копейки, тем более, в формате такого мегаполиса. Этих средств будет недостаточно не то, что для инновационного развития инфраструктурных объектов города, но и просто для его элементарного содержания.

Ставка отчислений НДФЛ в размере 60% обусловлена принципом «бюджетной справедливости», который предусматривает изъятие денег из одних бюджетов и их перераспределение в бюджеты с более слабой финансовой базой. Но каким образом будет развиваться столица, если ее лишить доходов?

Киеву, где сконцентрировано большое количество объектов общегосударственного значения, требующих значительной финансовой поддержки, в том числе на реконструкцию, восстановление, содержание, эти средства крайне необходимы.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.