20 ноября 2017, понедельник

Как помешать властям наживаться на госкомпаниях

комментировать
Пока чиновники сохраняют рычаги контроля на этапах назначений набсоветов и руководителей, госкомпании будут объектом коррупционных схем

Уход в отставку министра экономики Айвараса Абромавичуса и скандал вокруг назначения заместителя по вопросам «Нафтогаза» остро поставили вопрос о степени политического влияния на госкомпании. Не секрет, что госпредприятия в Украине являются экономическим фундаментом для политической коррупции. Действующая модель управления госактивами – часть проблемы. Пока чиновники сохраняют рычаги контроля на этапах назначений набсоветов и руководителей, формирования финпланов и другие госкомпании будут объектом коррупционных схем.

Мы на собственном опыте убедились, что у системы большой потенциал сопротивления изменениям. Конкурсные отборы руководителей через Номинационный комитет и рыночные зарплаты способны привлечь честных и профессиональных управленцев в госкомпании, но этого недостаточно. Нужны институциональные механизмы защиты госкомпаний от политического вмешательства. Без них коррупционная система выдавит или ассимилирует даже самых прогрессивных реформаторов.

Такие механизмы давно действуют в странах ЕС и ОЭСР, где система корпоративного управления госкомпаниями четко разделяет функции и полномочия акционера и управленцев. Государство, являясь акционером, не вмешивается в кадровые назначения в госкомпаниях и операционное управление. Это компетенция наблюдательных советов, где большинство, как правило, составляют независимые директора. Управление госкомпаниями централизовано и выполняется профессиональными менеджерами, которые пришли из инвестбанков, компаний по управлению активами и фондов прямого инвестирования.

Трансформация системы корпоративного управления в этом русле в украинском госсекторе уже началась. До конца марта должен быть сформирован полноценный набсовет НАК «Нафтогаз Украины», в котором 3 из 5 членов будут независимыми. Это прецедент для крупнейшей госкомпании, который станет ориентиром для остальных. Кроме того, с принятием соответствующих законопроектов откроется возможность формировать независимые набсоветы не только в акционерных обществах, но и в унитарных компаниях. Полноценные независимые набсоветы в госкомпаниях – это первый уровень защиты от политического влияния.

Без механизмов защиты коррупционная система выдавит даже самых прогрессивных реформаторов

Второй – государственная управляющая холдинговая компания. Холдинг должен объединить небольшое количество стратегических компаний, которые не пойдут на приватизацию. Государство останется акционером и сможет ставить стратегические цели перед компаниями, но рычаги управления будут у независимого набсовета холдинга и команды профессиональных менеджеров. Именно они будут формировать набсоветы, назначать и увольнять руководителей компаний, контролировать выполнение стратегий и финпланов. В холдинге можно выстроить грамотную систему мотивации, контроля и оценки результатов, чего невозможно сделать в рамках госслужбы.

Но, самое главное, реализация холдинговой модели в таком виде позволит если не полностью устранить, то как минимум существенно уменьшить риски политического вмешательства в деятельность госкомпаний. Этого не добиться, поручив управление стратегическими госкомпаниями министерству или госагентству – там будут чиновники и тот же набор проблем, что и сейчас.

Решение об отделении чиновников от управления госкомпаниями и передаче этих функций профессиональным независимым набсоветам и холдинговой компании не будет простым, поскольку требует от политических элит отказаться от части своего влияния и ресурсов. Но эти решения необходимы, чтобы разрушить экономический фундамент политической коррупции.

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Адомас Аудицкас   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Адомас Аудицкас
Адомас Аудицкас

Старший советник министра экономики Украины Айвараса Абромавичуса, заместитель министра экономики Литвы в Кабинете Андрюса Кубилюса, в разные годы партнер в ведущей консалтинговой компании стран Балтии UAB Civitta, председатель совета в UAB VAE, член совета Национального фонда собственности - агентства приватизации Литвы

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.