17 августа 2017, четверг

Украине нужно отказаться платить России

комментировать
Развязанная Москвой война нанесла Украине огромный ущерб, так что это РФ должна платить репарации

20 декабря Украина предположительно должна выплатить России $3 млрд по займу, выданному Владимиром Путиным в декабре 2013. Украине незачем платить.

В феврале 2014 года Путин начал военную агрессию против Украины, сначала аннексировал Крым, а затем принялся за восток и юг Украины. Более года управляемые из Москвы войска, в которые входили как добровольцы, так и регулярные соединения вооруженных сил РФ, продолжали оккупировать 3% восточных территорий страны.

Развязанная Москвой война нанесла Украине огромный ущерб. Россия узурпировала не только территорию Крыма, но также много предприятий, товаров, наличных и других банковских активов. В Восточной Украине российские солдаты разрушают здания, заводы и мосты. Война обошлась Украине в потерю как минимум в 7% ВВП и отпугнула иностранных инвесторов. Россия также начала торговую войну против Украины – это привело к потере 18% экспорта страны. Украине не следует платить такому агрессору. На самом деле, это Россия должна выплачивать Украине репарации.

Путин договаривался о сделке лично с бывшим президентом Виктором Януковичем, и задумана она была для спасения последнего, а не ради пользы украинскому народу.

Кроме того, Кремль намеренно запутал формализацию этого займа. Россия издала евробонды в Ирландии, в соответствии с британским законодательством, что делает их торгующимся частным долгом. Но Москва профинансировала заем из своего Фонда национального благосостояния, суверенного резервного фонда, и утверждает, что долг государственный. Кремль расставил Украине юридическую ловушку.

Кремль расставил Украине юридическую ловушку

Профессор университета Джорджтауна Анна Гелперн утверждает, что Украина не должна выплачивать этот долг, поскольку он приравнивается к одиозному долгу (долг, который был привлечен деспотичным режимом, использовавшим эти средства не для блага населения, а напротив, для его подавления - НВ). Она заключила: «в соответствии со своим законодательством, Великобритания должна признать его не имеющим законной силы».

Украинское правительство согласилось на реструктуризацию частного долга – это решение поддержали как Верховная Рада, так и ¾ частных кредиторов. Сделка подразумевает сокращение тела долга ($18 млрд) на 20% и отсрочку выплат по долгу на четыре года. Все частные кредиторы согласились на эти условия. 29 октября сделка была финализирована, а старые еврооблигации были заменены новыми.

Украина предложила России такие же условия реструктуризации, но российский министр финансов Антон Силуанов отказался принять их, потребовав полного погашения платежа 20 декабря. Путин и сам не раз поднимал эту тему. 13 октября он заявил: «Но деньги‑то наши пусть вернут. А почему МВФ не хочет добавить, допустим, Украине эти три миллиарда с тем, чтобы она могла расплатиться, чем менять свои правила под конкретную страну, разрушая, по сути дела, саму систему правил функционирования Международного валютного фонда?». Поскольку с частными кредиторами Украина уже договорилась, они не против, если она откажется платить РФ.

Для России, чьи официальные резервы составляют $375 млрд, $3 млрд – разница незначительная, а вот для Украины такая выплата может обернуться серьезным валютным кризисом; ее резервы составляют всего $13 млрд.

Единственное, что может побудить Украину выплатить долг – это опасение в случае отказа не получить дальнейшего финансирования от МВФ, которое является принципиальным для поддержания страны. У МВФ есть старое правило не кредитовать страны, у которых есть конфликты по суверенным долгам, но в данном случае эту практику применять не следует. Велась дискуссия относительно того, признать этот долг государственным или частным, но теперь МВФ меняет правила кредитования, и это больше не имеет значения.

МВФ собирается изменить практику отказа в кредитовании должникам. Это сделать несложно, поскольку она не закреплена в Уставе организации. Исполнительный совет МВФ может внести поправки простым большинством. МВФ кредитовал Афганистан, Грузию и Ирак в разгар войны, и у России нет права вето – в МВФ она владеет всего 2,39% голосов. Когда МВФ принимал решения о кредитовании Грузии и Украины, остальные члены Исполнительного совета преодолевали возражения России.

Украинский министр финансов Наталья Яресько неоднократно предлагала России принять участие в реструктуризации долга на тех же условиях, что были предложены частным кредиторам, но Россия отказалась. Премьер-министр Арсений Яценюк дал России время до 29 октября, чтобы согласиться на реструктуризацию, добавив, что после этого не может предложить ей ничего, кроме судебного процесса. В ноябре Исполнительный совет МВФ планирует принять решение о предоставлении кредитов даже странам, не выполнившим свои долговые обязательства перед суверенами. Поведение России убедило большинство, что правила нужно менять быстро. После этого заявления РФ о том, что МВФ должен прекратить финансировать Украину, потеряют силу.

Украине все еще придется выполнить стандартные требования МВФ, но это уже отдельный вопрос.

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Андерса Аслунда. Републикация полной версии текста запрещена.

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.