6 декабря 2016, вторник

Куда приведет украинскую экономику Гройсман

комментировать
Возможно, максимум, на что мы можем надеяться – что уже внедренные реформы не будут отменены

Немногие украинцы понимают, насколько впечатляют их экономические реформы, проведенные в 2015 году. Но сегодня встал вопрос, продолжится эта волна реформ или же ей пришел конец.

Срезание энергетических субсидий на 10% от ВВП за счет уравнивания цен на энергоносители с 2014 по 2016 год было самым важным. Как следствие, государственные расходы Украины сократились на 9% ВВП только в 2015 году, а дефицит бюджета сократился с 10,5% ВВП в 2014 году до 2,5% в 2015 году.

Гибкий обменный курс стабилизировался и позволяет Украине поддерживать в сбалансированном состоянии сальдо по внешним счетам. За два года НБУ закрыл 80 из 180 украинских банков из-за коррупции или банкротства. Подоходный налог был сокращен с 45% до 22%. Инфляция упала с 61% в апреле прошлого года до 8% в июле. Это однозначно великолепные достижения.

Многие реформы продолжились и в этом году. Новое правительство Владимира Гройсмана завершило объединение цен на энергоносители 1 мая. В августе была введена система обязательных электронных государственных закупок для всех государственных закупок. Были узаконены три органа по борьбе с коррупцией. Очищение банковской сферы продолжается. Абсурдные правила для досрочного выхода на пенсию были отменены. Макроэкономическая стабильность страны остается крепкой, и Украина вернулась к экономическому росту.

Редкие страны могут похвастаться такими реформами, но это не впечатляет украинцев, которые спрашивают: «И где результат?». Да, реформы не всеобъемлющи, и уровень жизни резко упал. Министры-реформаторы, которые проталкивали реформы, были вынуждены уйти в апреле. За первые сто дней работы правительство Гройсмана подало в парламент 177 законопроектов, но приняты были только 11 из них. У этого правительства намного меньшая поддержка в парламенте, и оно, похоже, менее очаровано идеей реформ, чем предшественники.

Новому правительству не хватает координации

В марте 2015 года Украина договорилась о важной четырехлетней программе стабилизации с Международным валютным фондом, общим объемом финансирования $17,5 млрд. Но выплачено было всего $6,7 млрд. С тех пор, как Украина получила свой последний транш от МВФ, прошел год. В конце 2015 года Блок Петра Порошенко заблокировал принятие бюджета и налоговой реформы правительства. В начале этого года президент Петр Порошенко отстранил от власти премьер-министра Арсения Яценюка.

После того, как в апреле было наконец сформировано новое правительство, оно каждый месяц заявляло, что договорится о новом транше от МВФ, но этого так и не произошло. Последней неудачей было то, что правительство не смогло справиться с задачей создания безопасной базы данных для хранения информации о доходах и активах высокопоставленных чиновников до дедлайна 15 августа. Следующий дедлайн – 1 сентября.

Новому правительству не хватает координации, но финансовый кризис в стране уже не настолько острый. Золотовалютные резервы Украины составляют $14 млрд, чего достаточно для выживания. Но Украина все равно нуждается в финансировании от МВФ. Если Исполнительный совет одобрит транш, Украина получит $1 млрд от МВФ, но также $1 млрд кредитных гарантий от США и 600 млн евро от ЕС.

Тогда резервы Украины вырастут от $14 млрд до $17 млрд, что позволит существенно ослабить все еще очень жесткие валютные ограничения. Более того, иностранные инвесторы также ждут вердикта МВФ. Западные кредиторы вполне довольны сальдо бюджета, сальдо счета текущих операций, а также инфляцией: проблемой является коррупция.

В этом августе имела место открытая борьба между старой Генпрокуратурой и новым антикоррупционным органом, НАБУ. НАБУ смело завела дела на членов ГПУ и МВД, а Генпрокуратура в ответ пошла на аналогичные действия. Дошло едва не до боев на кулаках. Запад поддерживает НАБУ, президентская администрация (негласно) – ГПУ.

Запад также хочет, чтобы украинское правительство наконец занялось приватизацией 1824 рабочих госпредприятий. С февраля 2014 года ни один крупный актив так и не был приватизирован.

USAID и ЕС настаивают на создании независимого регулирующего органа в сфере энергетики, который, кажется, не создается из-за сильных антиконкурентных интересов. МВФ также призывает к земельной реформе и пенсионной реформе, которые могли бы стимулировать экономический рост, но украинское правительство опасается сопротивления популистов.

После общего падения ВВП на 17% в 2014-15 годах реальная экономика достигла нижнего предела, и рост идет медленно. МВФ прогнозирует рост ВВП на 1,5% в этом году. Был бы возможен рост на 5-6% в год, но не при нынешней ситуации с правами собственности в стране.

Украинскому правительству в сентябре нужно начать заново. Надеюсь, оно сможет исправить систему электронного декларирования, что сделает возможным заседание Исполнительного совета МВФ. Но сможет ли правительство провести приватизацию, улучшить судебную систему, а также подготовить пенсионную и земельную реформы? Возможно, максимум, на что мы можем надеяться – это на то, что уже внедренные реформы не будут отменены.

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Андерса Аслунда. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.