11 декабря 2016, воскресенье

Кто спровоцировал кризис в Украине

комментировать
Кризис в Раде - результат попыток Блока Петра Порошенко получить больший контроль над правительством

Кризис в Раде - результат попыток Блока Петра Порошенко получить больший контроль над правительством

Достойное правительство и эффективный генпрокурор — условия, которые Украине, казалось бы, выполнить проще всего. Но почему президент и парламент уже два месяца не в состоянии это сделать?

Причины нынешнего политического кризиса в Украине понять несложно. К нему привели попытки Блока Петра Порошенко получить больший контроль над правительством. Кризис начался еще 3 февраля, когда министр экономики Айварас Абромавичус ушел в отставку в знак протеста против давления на него со стороны Игоря Кононенко, серого кардинала БПП, и усилился после провала голосования за выражение недоверия правительству Арсения Яценюка.

Ранее министры-реформаторы Андрей Пивоварский и Алексей Павленко тихо уволились, вероятно, став жертвами такого же давления со стороны Кононенко. В результате в украинском правительстве остался всего один сильный реформатор: министр финансов Наталья Яресько.

Есть две потенциальные причины такого наступления со стороны президентского блока. Во-первых, в 2015 году экономическая политика правительства оказалась неожиданно эффективной. Дефицит бюджета уменьшился с 10,5 % от ВВП в 2014 году до 2,3 % ВВП в 2015‑м, в основном за счет резкого урезания энергетических субсидий, которые в течение долгого времени получали несколько крупных газовых трейдеров. Также удалось избавиться от дефицита по текущим счетам, составлявшего в 2013 году 9 % ВВП, и сократить инфляцию. Украинская экономика стабилизировалась и даже была готова к росту. Первым позитивным сигналом стало то, что в феврале объем промышленного производства вырос на 7,6 % по сравнению с февралем 2015‑го. В результате этих успехов некоторым заинтересованным лицам показалось, что реформы уже не так и критично необходимы стране.

Международные кредиторы — не дураки

Вторая причина: слабая поддержка со стороны украинцев (согласно последним соцопросам) Народного фронта Арсения Яценюка. Лидеры БПП почувствовали, что могут усилить контроль над правительством.

Так что политический кризис не имел ничего общего ни с оппозицией, ни с правительством, ни с Россией, Западом или олигархами. Корни кризиса лежали в центре украинской власти.

Международные кредиторы — не дураки. Они подняли очевидный вопрос: почему увольняют наиболее эффективных министров? Пока они так и не получили удовлетворительного ответа.

Международный валютный фонд — ключевая организация для экономической политики Украины. МВФ так важен и эффективен, поскольку выдвигает узкий список требований, а взамен оперативно предоставляет крупные кредиты. Авторитет МВФ подкрепляется США и ЕС, так как оба соглашаются предоставлять кредиты только в случае, если фонд удовлетворен тем, как Украина выполняет условия. Таким образом, Киев получит деньги, только если МВФ даст добро. США готовы выделить кредит на сумму $1 млрд, а ЕС — на €650 млн, тогда как следующий транш МВФ должен составить $1,7 млрд — в общей сложности выходит $3,4 млрд.

Если эти кредиты Украина получит в ближайшее время, ее золотовалютные резервы увеличатся до $17 млрд, что является порогом для требований МВФ относительно либерализации нынешних весьма жестких валютных ограничений, что в свою очередь подтолкнет экономическую политику Украины к росту.

У МВФ есть два ключевых требования. Первое — бюджет, близкий к сбалансированному, чтобы его можно было профинансировать без дополнительной эмиссии. Второе — обменный курс не должен привести к большому дефициту по текущим счетам; это требование глава Нацбанка Валерия Гонтарева полностью удовлетворила.

Но фонд озвучивал еще два условия. Он хочет удостовериться, что украинский Кабмин больше заинтересован в обогащении народа, чем в своем собственном. Поэтому обязательно наличие правительства, готового придерживаться программы, согласованной с МВФ.

Второе условие связано с предыдущим и заключается в том, что Украина должна предпринять серьезные усилия по сокращению коррупции, в частности в Генеральной прокуратуре. Требования со стороны международных партнеров лишь усилятся после обнародования так называемых панамских документов.

Формирование достойного правительства и назначение эффективного генерального прокурора — условия, которые Украине, казалось бы, выполнить проще всего. Остается вопрос: почему президент и парламент уже два месяца не в состоянии это сделать? Учитывая, что дальнейшее продолжение правительственного кризиса усиливает вероятность досрочных выборов. А тем временем из‑за политического кризиса начинается процесс обесценивания гривни.

Колонка опубликована в журнале Новое время за 8 апреля 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.