25 мая 2017, четверг

Какой диктатор нужен Украине

комментировать
Опыт многих успешных стран показывает, что роль лидера в проведении реформ и в построении новых сильных экономик была ключевой

Время показало, что демократия - не лучший инструмент в проведении реформ. Это хороший инструмент поиска баланса интересов в обществе, сдерживающий механизм от перекосов, но это не инструмент быстрых изменений. Разным группам трудно договориться об общих целях. Опыт подписания и реализации Коалиционного соглашения в Украине лучший тому пример.

Реформы делаются быстро, бескомпромиссно, иначе, как говорил Бендукидзе, это не реформы. Демократия, в таком случае, скорее, тормоз реформ.

Кто-то должен взять на себя персональную ответственность.

Людьми, взявшими на себя ответственность за изменения в своих странах, были, в частности, не редко упоминаемые нами, Ли Куан Ю, Михаил Саакашвили, Ататюрк и многие другие. Это неоднозначные лидеры, сделавшие много хорошего для своих народов, но далеко не всегда демократичными методами.

Если вернуться к Украине, то мы уже имеем и нового президента, и новый парламент, но как обстоят дела с реформами?

Есть точечные улучшения, но системных изменений пока нет. Есть много внутренних противоречий, несогласованность в работе политических сил и разных веток власти.

Базовая реформа - борьба с коррупцией столкнулась с большим количеством "интересантов" которых она затрагивает.

Сегодня реформы увязли в бюрократии и разных взглядах на их реализацию. И без единого центра ответственности за проведение реформ, боюсь, они уже практически невозможны.

Важно так же признать, что Украина уже начала смещаться в сторону авторитарного стиля правления.

Несмотря на то, что Украина парламентско-президентская республика, роль парламента снижается, президент усиливает свое влияние на страну.

1. Президент контролирует силовой блок, внешнюю политику, где наши партнеры воспринимают его единственным договороспособным лицом в стране и гарантом соглашений.

2. Парламент все меньше склонен к компромиссам и по знаковым законам все тяжелее набирает нужное количество голосов. Часто он напоминает шоу и, благодаря умелой игре пропрезидентского спикера, демонстрирует бардак, который формирует разочарование граждан в данной институции.

3. Нет у нас, кстати, и предохранителя от злоупотреблений Президента. Саму возможность процедуры импичмента изменили в Конституции еще при Януковиче таким образом, что ее нельзя реализовать на практике.

4. При этом растет давление на депутатов, что бы они отказались от неприкосновенности, что в существующей судебной системе делает их зависимыми еще более зависимыми. А значит, баланс влияния на решения смещается в сторону президента.

5. Предлагаемые изменения в Конституции тоже не однозначны. Например, предложенные изменением "Префекты" есть и во Франции, и в других странах, но там они выполняют исключительно наблюдательную функцию, у нас же закладывают возможность как контролировать, так и заменять собой местную власть.

Т.е. растет влияние президента и в стране, и в регионах. Значит, президент готовится взять на себя персональную ответственность за будущее страны. Готовы ли мы его ему доверить?

Многие страны - экономические тигры, благодаря авторитарному стилю правления оказались там, где они есть.

Как правило, никто из них не пришел к власти случайно, они все прошли школу компромисса, умело разбирались в людях, формировали сильную команду, на которую они опирались, которой доверяли и делегировали ответственность. Эти лидеры имели видение той страны, которую хотели построить и предъявляли его, планомерно реализовывая.

Роль, характер, ценности авторитарного лидера очень важны. Но отдавая власть одному человеку мы играем в лотерею.

Если нам повезет и попадется хороший - прагматичный, патриотичный, опирающийся на сильную профессиональную команду, думающий о будущем страны - мы получим Сингапур или Малайзию, или Грузию при Саакашвили.

Если попадется самоуверенный, никому не доверяющий, самовлюбленный, получим Северную Корею, Зимбабве или, в лучшем случае, Беларусь.

Лично я готов поддержать авторитаризм в управлении страной ради проведения быстрых и жестких реформ (2-3 года), которые приведут к быстрому росту экономики и позитивным трансформациям во всех сферах.

Но вопрос, который меня не перестает беспокоить, какими качествами обладает наш лидер и к какому сценарию он нас приведет?

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.