27 июля 2017, четверг

Как бездарей и воров на госслужбе поменять на ценные кадры

Основная функция госслужащих - служение государству, а значит, и гражданам - конечным бенефициарам государства. Получаем ли мы как граждане качественный государственный сервис? Ответ очевиден: нет
В последнее время все чаще звучат призывы к люстрации или переаттестации госслужащих, но приведет ли простая замена элементов системы к качественным изменениям самой системы? Давайте разберемся, из-за чего данная функция (качественный сервис) не выполняется? Вот основные причины: Неправильная цель и постановка задач. Сегодняшние госслужащие -
комментировать
Основная функция госслужащих - служение государству, а значит, и гражданам - конечным бенефициарам государства. Получаем ли мы как граждане качественный государственный сервис? Ответ очевиден: нет

В последнее время все чаще звучат призывы к люстрации или переаттестации госслужащих, но приведет ли простая замена элементов системы к качественным изменениям самой системы?

Давайте разберемся, из-за чего данная функция (качественный сервис) не выполняется? Вот основные причины:

Неправильная цель и постановка задач. Сегодняшние госслужащие - наследники традиций советского союза. Для них ключевая задача - реализация процедур, предусмотренных инструкциями, а не удовлетворение клиента (гражданина). Процедура и процесс стали важнее главной цели - качественного государственного сервиса. А процедуры, как элемент бюрократии, нацелены больше на защиту самой системы и снятие ответственности, нежели на удовлетворение интересов граждан.

Отсутствие прямой мотивации госслужащих. Нет прямой привязки дохода госслужащего к результату (удовлетворенному клиенту).  Если провести параллели с реальным сектором, где большое количество сервисных подразделений, мы увидим, что компании, заинтересованные в клиенте, мотивируют персонал, получая обратную связь от клиента и в зависимости от степни удовлетворенности/неудовлетворенности клиента.

Монополия на сервис. Мы знаем, что монополизация любого сервиса или рынка всегда приводит к росту расходов потребителя и к снижению качества.

Привязка зарплаты госслужащих к Кабминовским индикативам устарела и зарплаты давно отстали от рыночного уровня. Мало кто из профессионалов готов работать на таких условиях

Низкий профессионализм госслужащих. Наиболее профессиональный персонал, как правило, востребован на рынке труда, находится в конкурентных условиях и получает рыночную зарплату. Привязка зарплаты госслужащих к Кабминовским индикативам, мягко говоря, устарела и зарплаты давно отстали от рыночного уровня. Соответственно, мало кто из профессионалов готов работать на таких условиях.

Высокое влияние человеческого фактора на принятие решений. Низкий уровень автоматизации процессов и высокое влияние субъективного мнения госслужащего на принятие решений является одной из причин возможных злоупотреблений. Отсутствие электронного документооборота затягивает процесс, документы могут теряться, количество людей в цепочке документооборота постоянно растет, соответственно, растут и государственные расходы.

Извращена базовая мотивация. Очень жаль, но некоторые люди, стремящиеся на госслужбу, воспринимают свое рабочее место как источник дохода, где, оказывая государственный сервис, они пытаются реализовать коррупционные механизмы заработка, влияя на принятие решений. Открытым остается вопрос попадания таких людей во власть, "денежные" должности по-прежнему продаются или отдаются "за заслуги".

Низкая ответственность госслужащих. Некачественный или несвоевременный сервис может привести к прямым убыткам бизнеса или финансовым потеряем граждан. Ответственность за такие потери практически отсутствует, а если и возникает спор, то стороной выступает государство, но не тот, кто причинил своими действиями (бездействием) ущерб.

Непрозрачная система отбора и найма госслужащих. Несмотря на конкурсы по отбору персонала, довольно часто решение принимается вне конкурса, конкурс же легализует такие решения. Я согласен, что руководители должны иметь право самим формировать свою команду, но все процессы должны быть прозрачными, а руководители, в таком случае, должны нести всю полноту ответственности за своих подчиненных.

Не стоит также делать виноватыми в сложившейся ситуации только госслужащих, виновата сама система, которая строилась десятилетиями. Будет честным отметить, что и в нынешней системе есть профессиональные и порядочные люди, но их не так много, как хотелось бы.

Обновлению госаппарата должна сопутствовать работа по обновлению самой системы:

Многие люди, стремящиеся на госслужбу, воспринимают свое рабочее место исключительно как источник дохода

Обновление руководящего состава госорганов и госкомпаний:

- Формирование и утверждение вышестоящей организацией ключевых показателей и задач для позиции. Основные из них должны быть связаны с изложенными выше приоритетами.

- Найм на открытом конкурсе (резюме, мотивационный лист, презентация предложений по развитию организации) и на рыночную зарплату (от 10 тыс долларов).

- Предоставление права формировать команду самостоятельно.

- Утверждение для руководителя каждого госоргана KPI (согласовав с ним) и системы контроля.

Изменение системы оплаты труда госслужащих:

- Отказ от привязки к зарплатам Кабмина.

-      Создание системы оценки и мотивации персонала в привязке к изложенным приоритетам.

-      Рыночная зарплата, соответствующая уровню квалификации и ответственности.

Изменение системы контроля госслужащих:

- Внедрение в обязательном порядке во все государственные органы системы антикоррупционного аудита.

- Изменение системы декларирования расходов и доходов госслужащих, а также членов их семей.

- Создание агентства по контролю качества государственного сервиса (сбор обратной связи от граждан, "тайные" клиенты).

 Создание системы "Электронное правительство":

- Внедрение электронного документооборота в госорганах и с клиентами

- Максимальная автоматизация процедур.

- Объединение баз данных и государственных реестров для снижения потребности в справках и иных документах при принятии решений.

- Сокращение процедур, сроков и влияния человеческого фактора.

Повышение ответственности:

- за коррупционные действия.

- за причинение своими действиями ущерба бизнесу.

- за невыполнение KPI.

Но начинать нужно с парламента. Ведь большая часть предлагаемых изменений начинается с законов. Парламент влияет на назначение членов КМУ и на дальнейшие назначения руководителей государственных органов. А пока не изменится мотивация и ответственность членов парламента, о качественных изменениях системы мы можем только мечтать.

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.