10 декабря 2016, суббота

Незламна, или Война слезам не верит

комментировать
Незламна — прекрасная и трагическая картина о жизни перед лицом смерти, а также о том, что в главном бою победитель не получает ничего

Название ленты Незламна столь точное, что его не хочется переводить. И уже тем более вспоминать другой маркетинговый вариант — Битва за Севастополь, придуманный в соседней России.

Незламна — кино, которого так много, что каждый в нем видит что‑то свое.

Одни — историю о любви наперекор войне. Другие — первый отечественный Перл Харбор, поскольку такого буйства спецэффектов в украинском кино прежде не было. Третьи — производственную драму с захватывающими технологическими подробностями. Четвертые — антивоенное патриотическое кино с аллюзиями на современность: по сюжету главная героиня-снайпер, как совсем недавно украинские военные, вынуждена оставить Крым врагу, а затем, как комбат Семен Семенченко, отправиться в Вашингтон за помощью США.

Киноманы же высмотрят в Незламной суть самого кинематографа, генеалогию которого Альфред Хичкок выводил, как известно, из вуайеризма, подглядывания в замочную скважину. Кто же снайперы, если не вуайеристы?

Чего в Незламной точно нет, так это показного геройства, истерики и пропаганды. Нет чекистов и хороших, понимающих немцев, заезженных в постсоветском военном кино до пошлости. И дело не в том, что авторы намеренно обходят все острые углы той неоднозначной советской эпохи, в которой, если быть честным, было разное. В том числе и Земля Александра Довженко — тогда режиссера номенклатурного, а ныне одного из символов культурной идентичности.

Чего в Незламной точно нет, так это показного геройства, истерики и пропаганды

Дело в другом. Режиссер ленты Сергей Мокрицкий со снайперской прилежностью концентрирует свое внимание на главной героине, личной истории, с помощью которой незаметно ведется повествование истории общей.

Это история человека на войне. История Людмилы Павличенко — лучшей женщины-снайпера во все времена, женщины с непростой судьбой, в чьей биографии столько немыслимых поворотов, что хватило бы на четырехчасовой эпос. Здесь и трагическая первая любовь, из‑за которой юная Павличенко стала замкнутой, родила сына, долго скрывала его и была вынуждена вместе с родителями переехать в Киев. И жуткая работа, сделавшая ее с одной стороны настоящей передовицей (309 убитых немцев), иконой агитпропа, а с другой — погубившей ее психически и психологически. И неслыханная популярность в Америке, куда она отправилась осенью 1942‑го и где к ее ногам падали миллионы, включая великого Чарли Чаплина. И дружеские отношения с Элеонорой Рузвельт, а также знаменитая чикагская речь со словами: “Мне 25 лет, я убила 309 фашистских захватчиков, не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго отсиживаетесь за моей спиной?”, в которой вся эта ее невероятная судьба преломляется.

Почти двухчасовой фильм смотрится на одном дыхании. Лента действует на зрителей с неотвратимой убедительностью станкового пулемета, цепляя каждого. И если кого‑то не зацепит самурайское спокойствие Юлии Пересильд в роли Людмилы Павличенко или немигающий взгляд Станислава Боклана, рассказывающий о тогдашних репрессиях, или трагический Виталий Линецкий, сыгравший здесь свою последнюю (но какую!) роль, того настигает в кульминационной сцене песня ОЕ со словами “коли настане день, закінчиться війна…” И слезы проступают у всех.

Есть такой профессиональный термин кино мужского действия. Так вот Незламна — это кино о женщине, но мужского действия. Это фильм о смерти. И о жизни перед лицом смерти. Не зря герой артиста Цыганова произносит одну из ключевых фраз картины: “Война — это такая жизнь, и если ты не найдешь, ради чего тебе жить, — тебя убьют”.

“Смерть — это выстрел в упор”, — сказал Пьер Паоло Пазолини. По-моему, речь идет вот о чем: что бы мы ни вообразили себе о смерти, она придет неожиданно.

Незламна — о смерти как о финале, апофеозе жизни. Павличенко, конечно, не погибла вместе с другими в осажденном и сданном командованием Севастополе. Остаток войны она провела в специальных учебных центрах, обучая профессии других, заслужила звание Героя Советского Союза, издала мемуары, в которых после сильной советской редакции не осталось практически ничего, что имело отношение к ее настоящей судьбе, и умерла своей смертью в середине 1970‑х, оставив целый арсенал надаренного оружия. Оружия, в сущности, погубившего ее.

В ленте режиссер Мокрицкий лишь намекает на это, практически не отступая ни от биографии своей героини, ни от заданных жанровых правил. Но стоит только всмотреться в глаза Пересильд, играющей эту роль так, что страшно за ее здоровье, как понимаешь — перед тобой не только и не столько военная драма, сколько трагическая и прекрасная картина о том, что в главном бою победитель не получает ничего.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.