18 декабря 2017, понедельник

Когда Вуди Аллен валяет дурака

комментировать
В прокат выходит новый фильм Вуди Аллена "Магия лунного света". Великий режиссер валяет дурака, рассказывая о любви иллюзиониста и шарлатанки-спиритистки

Пару лет назад в Канне, после короткого разговора с Вуди Алленом, я сунул ему небольшую открытку для автографа. Приятель попросил. В ход пошла первая попавшаяся карточка, оказавшаяся на тот момент в сумке. Аллен взял ее, покрутил в руках и удивился, обнаружив на обратной стороне постер фильма "Поцелуй женщины-паука" Гектора Бабенко. Потом черкнул маркером свой автограф на чистой стороне, протянул мне и сказал: “Кстати, мне никогда не нравился этот фильм. А вам?” Не помню, что я тогда от неожиданности пробормотал ему в ответ. Помню только сильную неловкость.

Аллен практически не говорит о том, что ему не нравится. Что мы вообще знаем об Аллене, кроме того, что он позволяет нам о себе знать? Что он не любит летать и солнечную погоду? Что родился в Бруклине, но стал известен как убежденный поклонник другого нью-йоркского района — Манхэттена, которому посвятил свой лучший одноименный фильм? Что в большого автора он вырос из стендап-комика, веселя еще в 1950‑х манхэттенских интеллектуалов cкетчами собственного сочинения в клубе Bitter End? Что, кроме Нью-Йорка, у Аллена есть другой любимый герой — сам Аллен? Что он редко снимался у других и редко снимал не себя. Хотя в последние годы доверяет играть себя другим. Например, Оуэну Уилсону в "Полночи в Париже".

В остальном же Вуди Аллен — редкий пример полной гармонии между автором и лирическим героем, гармонии, переходящей в диалектическое единство.

Аллен, конечно, в сотый раз повторяется, но умудряется при этом не надоесть

Маленький сутулый еврей, очкарик и умник, одержимый не столько сексом, сколько издержками смешного слова либидо, Аллен сумел сделать карьеру на собственных неврозах, превращая их в захватывающий аттракцион. Он раз и навсегда деформировал жанр романтической комедии, добавив к ней слово интеллектуальная.

Кроме кино, Аллен по‑прежнему пишет скетчи и в свое удовольствие играет джаз по понедельникам в баре нью-йоркского отеля Карлайл. В 1978‑м, когда Американская киноакадемия наградила его двумя Оскарами за "Энни Холл", он даже не явился на церемонию, предпочтя оскаровскому золоту свой потертый кларнет. Ситуация повторялась еще дважды — в 1987‑м и 2012‑м.

Известно, на кого и на что ориентировался Аллен: от Бергмана, которому он посвятил свою по‑настоящему первую, вдохновленную "Шепотами и криками" драму "Интерьеры" (1977), до Билли Уайлдера и Жана Ренуара. У Уайлдера Аллен набрался этих едких, гуманно-мизантропических интонаций. У" Правил игры" (1939) Ренуара позаимствовал прихотливую тональность своих человеческих трагикомедий, научился обходиться без драматургии, делая кино из переплетений отзвуков, намеков, соответствий, превращая сюжет в карусель различных тем, где реальность и нравственная идея перекликаются, не нарушая смысла и ритма, тональности и мелодии.

"Магия лунного света" выросла как раз из этого ренуаровского шедевра, хотя ее никак не назовешь даже вольным ремейком "Правил игры". Общее здесь только место действия — Европа — и какая‑то лирически-мизантропическая интонация. За нее в фильме отвечает известный английский фокусник-разоблачитель (Колин Ферт), которого близкий друг просит поехать на юг Франции, чтобы вывести на чистую воду некую молодую особу (Эмма Стоун). Та на правах семейного экстрасенса живет в особняке американской семьи на Лазурном берегу, мороча им головы.

Вуди Аллен, скрестивший в прошлогодней "Жасмин" Бергмана с Теннеси Уильямсом, теперь играет в Агату Кристи с оглядкой на "Великого Гэтсби". Не изменяя при этом самому себе. Слишком уж он умен, чтобы встраиваться в традицию великих писателей прошлого. "Магия" — самый веселый, беззаботный и лучезарный фильм из всех, которые когда‑либо снимал режиссер. Самого Аллена, в силу возрастных причин, в кадре заменяет англичанин Ферт. Но, в отличие от, скажем, Оуэна Уилсона, буквально проживавшего Вуди Аллена на экране, игра британца лишь слегка подернута фирменной алленовской манерой нью-йоркского невротика.

"Магия лунного света" — это, если угодно, ни к чему не обязывающее романтическое дуракаваляние, щедро залитая южно-французским солнцем и едким скепсисом детективная комедия, задающаяся традиционными для Вуди Аллена вопросами на темы бренности бытия и жизни как бессмысленного хаоса. Аллен, конечно, в сотый раз повторяется, но при этом умудряется не надоесть.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.