4 декабря 2016, воскресенье

Украина: вперед или назад

комментировать
Любое правительство в Украине будет упираться в одни и те же проблемы

Любое правительство в Украине будет упираться в одни и те же проблемы

Страна находится в переходном состоянии: есть медленное движение вперед, но есть и очень большая надежда на то, что все проблемы рассосутся самостоятельно

Меня часто спрашивают: «Чем тебе интересна Украина?». Разумеется, тем, что те же проблемы, которые сейчас решаются здесь, однажды придется решать и в России. Можно сколько угодно говорить о наших различиях и страны действительно разные, но, тем не менее, наши системы одинаковы. То, что вы сейчас делаете, рано или поздно придется делать и в России.

Я далек от мысли, что принес вам философский камень, список пунктов, благодаря которым Украина уже завтра станет счастливой. Или, к примеру, что сейчас мы напишем 128 законов, и все проблемы решатся. Такого, конечно, не будет. И, разумеется, я понимаю, что мои знания об Украине ограничены, хотя в последнее время я бываю здесь очень часто и, соответственно, смог сформировать определенное понимание происходящего.

Мне кажется важным то, что у Украины сформировался правильный вектор движения. Вектор движения в сторону европейских ценностей, европейской цивилизации и европейского выбора. Можно сколько угодно говорить о том, что скорость движения мала, но направление выбрано верное.

Украина сегодня в значительной мере напоминает мне Россию 1996-1997 года – уже после президентских выборов, но до азиатского кризиса, при премьерстве Черномырдина. У России тогда тоже было желание и правильный вектор движения. Черномырдин, возможно, был не самым прогрессивным премьер-министром, но у него было желание вывести российскую экономику на траекторию роста. В стране что-то делалось, хотя можно говорить и о том, что многое, наоборот, не делалось. Потом из-за внешних факторов – азиатского кризиса, падения цен на нефть – Россия мгновенно оказалась в глубочайшем финансовом и политическом кризисе в августе-сентябре.

Мне кажется, что это на сегодня является главной темой для озабоченности украинских политиков и общества. Потому что сами по себе шаги в нужном направлении не означают, что результат будет качественным. Недостаточно сделать десять маленьких шагов.

Китайцы говорят, что путь в тысячу миль начинается с первого шага, и это верно. Первый шаг очень важно сделать. Но не менее важно двигаться энергично: только в этом случае реформы станут необратимыми. Все остальные варианты, как показывает опыт и России, и Украины, всегда оставляют возможность отката назад.

Либо за полтора-два года Украина добьется успеха, либо в 2019 году к власти придут популисты

Четверть века назад, в 1992 году, всем нашим странам – странам бывшего Советского Союза – необходимо было совершить, как нам тогда казалось, тяжелейший переход: нужно было перейти от плановой экономики к рыночной. Это совершили все государства бывшего СССР – кто с большим, кто с меньшим успехом.

Теперь же, оглядываясь назад, мы можем с уверенностью сказать, что на самом деле этот переход был простым. Болезненным, длинным, но простым. Дело в том, что для этого перехода нужно было принять всего два решения: свобода цен и свобода курса.

Главное отличие рыночной экономики от плановой в том, что вы заменяете все госзаказы, госпланы, госцены и говорите: «Нет, ребята, нам не нужны эти 2000 чиновников, чтобы держать ценообразование». После этого экономика становится рыночной.

Российская экономика, несмотря на все эпитеты – то, что она коррумпирована, неэффективна, монополизирована – является устойчивой. Можно сколько угодно критиковать Путина за его экономические и политические решения, но, если посмотреть на его политику в части ценообразования, выясняется, что он, пусть и медленно, движется в сторону дальнейшей либерализации ценовой политики. Поэтому все разговоры о том, что экономика России разорвана в клочья, что ее ожидает полнейший крах, бессмысленны. Пока есть этот механизм восстановления равновесия, она не может исчезнуть. Может быть тяжелейшая экономическая ситуация, как в 2008 году или сейчас, но, тем не менее, экономика найдет точку равновесия.

Другой пример, подтверждающий преимущества рыночной экономики – Венесуэла, которая была богатейшей страной. 18 лет назад было принято решение о введении официального курса национальной валюты. За эти годы Венесуэла откатилась до состояния советской экономики, когда товаров в магазинах не было, образовывались очереди. Решение проблемы в Венесуэле – отпустить курс.

В этом сравнении то, что сейчас делает Украина, делает Россия и сделала когда-то Грузия, кажется намного сложнее. Потому что переход к европейской экономике, переход от экономики Януковича к экономике Бальцеровича требует совершенно других решений. Часто – неприятных решений. Он требует верховенства права, а это вообще не экономическая категория. Так же, как сегодня в России нет экономического рецепта.

В Украине есть огромное количество проблем, которое экономикой можно решить – это касается сферы образования, здравоохранения, пенсионной реформы. Но базис европейского будущего Украины – это верховенство права. Вы не можете решить проблему монополизации экономики, обеспечить свободу конкуренции и победить коррупцию, если у вас нет верховенства права, а это уже является политической реформой.

Сегодня что в российской экономике, что в украинской можно, конечно, потихоньку двигаться в направлении либерализации валютного режима, снижать ценовые ставки рефинансирования, чистить банковскую систему. Это все - макроэкономический фундамент, который, безусловно, нужен любой экономике. Но главная цель – политические реформы, успех зависит от них. 

На самом деле, объяснение этому очень простое. Экономика, по сути, выражается тем, что кто-то что-то купил, а кто-то – продал. Отношения между продавцом и покупателем регулируются договором. Если договор нарушен, вы идете в суд, и суд защищает ваше право собственности. Вот почему верховенство права так важно для экономики.

Сегодня много говорят о Ли Куан Ю – человеке, который очень хорошо реформировал маленькую страну. Он очень хорошо понимал, что не сможет вычистить свою экономику, если не создаст правовую систему. И Украине если не в ближайшие дни, то в ближайшие недели предстоит пройти этот этап. Нужно провести судебную реформу – от ее проведения зависит, станет ли процесс реформирования Украины невозвратным.

До тех пор любое правительство в Украине – неважно, технократов или иностранцев - будет упираться в одни и те же проблемы. Все будет упираться в суды. К примеру, когда я прихожу к своим друзьям в НБУ, они рассказывают, что занимаются очищением банковской системы, но не могут изъять активы недобросовестных владельцев, не могут ничего доказать – все упирается в коррумпированные суды.

Мне кажется, что Украина прошла намного дальше России в развитии демократических институтов и традиций. Собственно говоря, то, что в Украине уже пятый президент, и уже два действующих на тот момент президента проиграли выборы, попытавшись в них участвовать, показывает, что политическая система здесь более развита. Но мне кажется, что до тех пор, пока экономика Украины будет слабой, в стране сохранится политическая турбулентность. Это компенсация демократических институтов при слабом фундаменте.

Задача политиков сейчас состоит в том, чтобы добиться следующего консенсуса: сегодня нечего делить. Самая большая иллюзия политиков в том, что еще можно переиграть всех и получить какие-то выгоды.

Перед Украиной стоит жесткий и простой выбор: или за полтора-два года политики показывают реальный результат, или в 2019 году к власти приходят популисты. А популизм – это возврат назад.

У меня, к сожалению, складывается ощущение, что нет политического консенсуса. Есть желание одержать тактическую победу, но нет стратегического понимания проблем страны. Я почему-то не вижу у Украины желания сделать рывок в будущее. А ведь большинство проблем, стоящих перед вашей страной, уже кто-то решал, и не один раз. Можно сколько угодно говорить об уникальности украинского менталитета или, к примеру, российской цивилизации, но и экономические, и экономические проблемы уже решались. При желании можно без труда найти от трех до пяти моделей решения каждой проблемы. И задача в том, чтобы быстро выбрать среди этих моделей подходящую.

В прошлом августе мы с коллегами за достаточно короткий период времени переговорили со всеми украинскими министрами, и я с удивлением для себя обнаружил, что никто из них не может рассказать об альтернативах выбранным реформам – ни в здравоохранении, ни в пенсионной сфере, ни в образовании. Три ключевые социальные реформы – и полностью отсутствуют альтернативные варианты.

Экономические реформы – это как движение на велосипеде. Пока вы крутите педали и набираете скорость, ехать легко. Как только вы теряете скорость, темп падения будет возрастать с каждой секундой. Мне кажется, что Украина сейчас находится в переходном состоянии: есть медленное движение вперед, но есть и очень большая надежда на то, что все рассосется как-то само собой. «А вдруг получится, даже если мы не будем крутить педали?». Не получится. К сожалению, не получится.

По материалам лекции Сергея Алексашенко «Украинские реформы: вперед? Назад? На месте?» в IDF Reforms Lab

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.