18 января 2017, среда

"Ахиллесова пята" Украины

комментировать
В течение 2015-2016 годов не была приватизирована ни одна большая государственная компания

Государственные предприятия остаются «ахиллесовой пятой» Украины. Здесь властвуют политическая коррупция, кумовство и закулисные сделки. Настало время положить этому конец. Приватизация – единственное реальное решение.

От продажи государственных активов популярности среди населения не прибавится. Удачного времени никогда не будет. Вместе с тем, украинские государственные компании продолжат терять потребителей и долю на рынке. И потери растут, а цена на рынке с каждым годом падает. Стремительный процесс приватизации при строгом соблюдении профессиональных и прозрачных стандартов не только поспособствует борьбе с коррупцией (препятствием №1 на пути к успеху Украины), но и поможет модернизировать эти компании, принесет им свежие вливания, посодействует восстановлению экономики страны и созданию рабочих мест.

В Украине существует 3350 государственных предприятий, из которых функционируют лишь 1824. Многие из этих компаний представляют собой пережитки советской экономики, которая управлялась государством, и крайне неэффективно. В 2014 году топ-100 государственных компаний Украины понесли убытки на общую сумму $4,6 млрд. В 2015 году ситуация изменилась: потери снизились с около $5,5 млрд в 2014 году до примерно $750 млн (по предварительным оценкам) в 2015-м. Во-первых, Нафтогаз значительно улучшил свое финансовое положение. Во-вторых, благодаря усилиям по реформированию государственных предприятий росли прозрачность и открытость их работы.

В 2014 году топ-100 государственных компаний Украины понесли убытки в размере $4,6 млрд

Несмотря на титанические старания по реформированию государственных предприятий, стартовавшие после Евромайдана, приватизация застопорилась. В 2015 году были проданы лишь 117 незначительных объектов. Доходы от приватизации составили мизерные $6 млн, в то время как правительство ожидало почти $800 млн. В течение 2015-2016 годов не приватизирована ни одна большая государственная компания, и причиной тому стали следующие факторы:

1. Несовершенная законодательная база, которая не может обеспечить прозрачный, справедливый и конкурентный процесс приватизации. Чтобы принять необходимые законы в Верховной Раде, понадобилось семь попыток, и это только в первом чтении. Когда в начале 2016 года разразился правительственный кризис и скудные достижения государственных предприятий получили дополнительную огласку, депутаты быстро одобрили закон во втором чтении. Таким образом, одно из главных препятствий на пути реальных реформ, так называемое «правило 5/10%», было ликвидировано. Старое правило позволяло олигархам покупать небольшие миноритарные пакеты, а затем влиять или блокировать продажу оставшейся части компании. Парламент также должен подчистить старый список компаний, не подлежащих приватизации, что потребует дополнительного голосования в Раде. Это может оказаться довольно сложной задачей.

2. Крупные государственные предприятия не были готовы к приватизации, поскольку не было надлежащего (или международного) аудитора. Среди 150 крупнейших государственных предприятий только 19 прошли международный аудит в соответствии с новыми критериями.

3. У Фонда госимущества нет средств, чтобы нанять консультантов. Любая масштабная финансовая операция совершается при помощи советников – как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. Консультанты с хорошим именем обычно гарантируют прозрачность процесса продажи и помогают максимально поднять стоимость компании.

4. Нехватка квалифицированного персонала в Фонде госимущества. В течение года в учреждении работала новая команда, однако признаков масштабной реструктуризации этой организации практически не наблюдалось. ФГИ – учреждение советского стиля, которое втянуто во множество функций и имеет более двух тысяч сотрудников в штате.

Приватизация не должна быть спорной. Необходимо соблюсти принципы прозрачности, профессионализма и упрощения. Самая большая проблема, на мой взгляд, не в том, что за последние несколько лет принято множество неправильных решений, а в том, что важные решения вообще не приняты. Бесконечные дискуссии между различными заинтересованными сторонами часто ведут в никуда. Именно поэтому простота, ясность и прозрачность имеют первостепенное значение.

Когда я занимал должность министра экономики и торговли Украины, мы предлагали разделить все государственные предприятия на три группы: большие компании с высоким потенциалом для привлечения иностранных инвесторов (22 компании), большие компании с низким потенциалом для привлечения иностранных интересов (137 компаний) и остальные (более тысячи компаний, в основном объекты массовой приватизации). При продаже компаний первой группы необходимо привлекать в качестве консультантов ведущие международные банки, а для второй группы было бы достаточно нанять местных консультантов. К третьей группе можно было применить упрощенную процедуру продажи через прозрачную систему онлайн-аукционов (уже созданную Фондом госимущества). Благодаря этому малый и средний бизнес Украины мог бы участвовать в массовой приватизации небольших государственных предприятий.

Каковы следующие шаги по запуску приватизации?

1. Теперь, когда «правило 5/10%» ликвидировано, Верховной Раде нужно как можно скорее принять инициативы по предотвращению утечки активов в ходе массовой приватизации (так называемые золотые парашюты, неблагоприятные долгосрочные контракты по поставкам, неожиданное увеличение долговых обязательств).

2. Парламенту стоит пересмотреть и сократить перечень предприятий, запрещенных к приватизации. В настоящее время в списке числится около 1,5 тыс. компаний.

3. Правительству следует расширить список компаний, подлежащих приватизации, куда на сегодняшний день входит 450 (в основном небольших) объектов.

4. Рада должна повысить эффективность работы Фонда госимущества профессиональными людьми, в том числе иностранными советниками. Лучший вариант – доверить процесс приватизации новому учреждению с небольшим, но профессиональным штатом.

К сожалению, политической воли для продвижения приватизации недостаточно. Чтобы выйти из тупиковой ситуации, Международный валютный фонд должен сохранять фокус на приватизации как на ключевом условии сотрудничества. Как это обычно бывает в Украине, лучшие инициативы реализуются при небольшом давлении извне.

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Айвараса Абромавичуса. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал опубликован на Atlantic Council

Больше мнений здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.