22 февраля 2017, среда

Сломать систему. Как украинские учителя решили изменить себя и школу

комментировать
Сломать систему. Как украинские учителя решили изменить себя и школу

“Презентации включаю на своем ноутбуке. Но это не очень эффективно. Если класс небольшой, приношу с собой коробку, на нее ставлю ноутбук. Если класс большой — еще интереснее - ставлю стул на учительский стол, делаю такой пьедестал, а на стул уже ставлю ноутбук. А на перемене за пять минут это все нужно собрать и отнести в следующую аудиторию”, - говорит Максим Молнар, учитель истории в Виноградовском УВК на Закарпатье.

Ему, как и еще шестерым финалистам проекта Учитель Upgrade пришлось на некоторое время сменить привычную роль экзаменатора и самому стать экзаменуемым. У них разный возраст и стаж, они читают и гуманитарные, и точные предметы, но все стремятся к переменам. Семерка состязается за единственное место в проекте. Это тот редкий случай, когда победа заставит трудиться больше и упорнее, чем ее достижение. Еще бы — призера ждет месяц интенсивных тренировок: саморазвитие, мотивация, современные технологии.

Последних украинским школам серьезно не хватает. Официальная статистика гласит, что компьютеры есть более чем в 96% украинских школ, интернет — в девяти из десяти. Но, на самом деле, зачастую ПК морально устаревшие, а умеют им владеть на уровне выше пользователя далеко не все учителя. Подключение к сети же, особенно в сельских школах, оставляет желать лучшего — старые модемы и нестабильный коннект. Как, впрочем, и другая hi-tech инфраструктура, которую на примере коробки показал Молнар.

 

Чему учить 


3_14


“Я как тренер постоянно рассказываю, что нас формирует окружение, в котором мы находимся, хотим мы того или нет. И учителя — это те люди, которые влияют на наших детей на протяжении десяти лет каждый день. И от того, какой учитель, во многом зависит то, каким вырастет ребенок”, — рассказывает в перерыве между собеседованиями финалистов Алла Клименко, тренер проекта.

Говоря о более чем 1700 заявок на проект, она вдохновенно описывает свою мечту - создать команду менторов, которые бы работали с учителями по всей Украине. Они натренировали бы преподавателей, чтобы те обучали детей через себя: доброте, любви, радости, вдохновению, лидерским навыкам, общению, публичным выступлениям.

Кроме воспитания в школьниках названным soft skills украинскому образованию требуется и прокачка по наукам. В рейтинге мировых школ Организации экономического сотрудничества и развития Украина заняла в топ-40 38-е место, тогда как в лидерах — Сингапур и Гонконг. Список был составлен на основе данных экзаменов по математическим и научным дисциплинам. Авторы уверены, что он демонстрирует связь между образованием и экономическим ростом: чем более образованы школьники, тем стремительнее увеличение ВВП.

Счастье и достижения человека в будущем закладываются еще в школе. Клименко рассказывает, что в США в одном классе проводили нестандартные занятия, среди прочего — импровизированные “похороны” Не могу, Не хочу, Не получится. Кроме того, учили переживать обиды, вести дневники благодарности, писать себе письма, говорить родным, что они их любят. Впоследствии оказалось, что все выпускники оттуда стали успешными людьми.

 

Что сдерживает   

  

Прогрессивные украинские педагоги стремятся выходить за рамки учебных программ и прививать школьникам полезные в жизни навыки. Но признают — нынешняя образовательная система нацелена на самосохранение.

“У меня был прецедент — меня раскритиковали. “Вы начали урок не с того, что надо. Урок надо начинать с Who is on duty today? I am on duty today? How is the weather today? What day is it today? Вот так надо”... Но я сделала то же самое — ввела их в языковую среду: спросила, что он делал на выходных, какой фильм смотрел. Потому что ученик завтра поедет в Турцию отдыхать — его никто не спросит, who is on duty today?”, поясняет Елена Завальная, преподаватель английского языка в НТУУ КПИ.

 


_dsc0673


Она сетует на отсталость современных программ и консервативность образования. Как пример Завальная приводит недавнюю ситуацию: она пришла на замену в университет и обнаружила, что у студентов учебник старше ее, полный текстов про Советский Союз. Эту проблему признает Артур Кочарян, технический эксперт Майкрософт Украина. “Приходят новые программы. Все понимают, что надо свою программу менять, надо чему-то учиться. Человек, который ходит 20 лет на работу, имеет научные звания, задает вопрос... зачем ему это. Нет понимания, что он сеет основное”.

О неготовности многих коллег к самообразованию и развитию говорит и Игорь Хворостяный, учитель украинского языка и литературы в Новопечерской школе (Киев): “Человек, в основном, не любит перемен. Особенно, если за годы привык к устоявшейся схеме. Проще провести накатанный урок по пожелтевшим листочкам, который отложился в голове, а незапланированное что-то сделать много людей боится”.

Клименко поясняет, что подобный застой вызван пребыванием в зоне комфорта — неудобство от возможных перемен больше нынешнего дискомфорта. Она отмечает, что у большинства до изменений “руки не доходят” из-за нехватки времени, многие попросту не знают, куда идти.

“Страх не позволяет быть настоящим, и хочется, чтобы учителя были свободными в этом плане”,— очерчивает она свою задачу в проекте. В кандидатах тренер в первую очередь ищет мощный запрос на перемены и четко поставленную цель, с которой можно будет работать.

 

Технологии 


_dsc0038


Молнар не единственный, кто стремится по максимуму использовать доступные технологии на уроках. Однако финалисты проекта по-разному относятся к достижениям hi-tech: одни уже активно подталкивают учеников к освоению веба и гаджетов, другие еще осторожничают.

Все признают, что доска и мел уже устарели и неинтересны, потеряли способность внимание привлекать учеников. Их место постепенно занимают мультимедийные учебники, анимация, презентации, смартфоны и социальные сети. Последние все же вызывают некоторую опаску.

“Если у учителя есть страница в соцсетях — нужно быть очень осторожным, постоянно следить, что он там выкладывает. Но для учебных целей это может быть очень эффективно... к примеру, страница класса, где учитель был бы тьютором или админом, а на стене работал бы весь класс”, — пояснил Хворостяный.

Он уверен, что в украинском образовании многое работает по инерции, поэтому нужно перестать использовать то, что не эффективно и “обнять перемены”. 

 

Учить счастью


dsc_1561


Команда Майкрософт Украина столкнулась с нелегким выбором. Каждый из семерки финалистов был по-своему обаятелен и влюблен в свою работу. После очередного интервью члены жюри были почти уверены, что вот он, тот самый победитель, но следующее собеседование вносило сомнения.

В итоге побеждает креативность и молодой энтузиазм — месяц персонального апгрейда выиграл 23-летний Молнар, пришедший в школу сразу после окончания университета. За его тренингами и развитием следите на сайте YourUpgrade.com.ua, страницах Майкрософт Украина в соцсетях и на сайте NV.ua.

  

Коробка. Стіл. Стілець. Ноутбук. Що може креативний вчитель зробити за допомогою цих предметів? Дізнайся, хто став переможцем #ВчительUpgrade Пройди за лаштунки інтерв’ю https://sway.com/JcpZklc2FGqPwiJU

Posted by Microsoft Ukraine on 30 ноября 2015 г.

  

“Все изменения начинаются с нас самих. Основная идея — не то, что делать, а каким быть. Хочется обучить моментам ответственности, что мы в состоянии выбирать свои мысли, выбирать, в каком нам быть настроении, реакцию на любые события. И тогда понимаем, что мы ответственны за свое счастье”, - заключила Клименко. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Твой личный Upgrade ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: