6 декабря 2016, вторник

Место встречи. Сад купеческого собрания — киевский развлекательный центр конца XIX века

Место встречи. Сад купеческого собрания — киевский развлекательный центр конца XIX века

Светские рауты, купеческие посиделки, симфоническая музыка, а также кутежи и танцы до упаду — всем этим славился Сад купеческого собрания, киевский развлекательный центр конца XIX века.

В 1843 году на киевском Подоле появился элитарный клуб Киевского русского купеческого собрания. Цель заведения разъяснялась в правилах организации: “Почетные граждане и купечество города Киева, желая сосредоточить свои свидания как для суждений о своих делах, так и для того, чтобы доставить себе дозволенные общественные увеселения и тем самым развить общежительность, предположили учредить на Подоле “Киевское собрание”, по примеру существующих собраний в обеих столицах”. Иными словами, зажиточный класс срочно нуждался в развлекательном центре закрытого типа. И вот он появился.

Но во второй половине XIX века Киев рос и развивался. Центр его общественной, деловой и политической жизни стал смещаться с Подола наверх, на Крещатик. И тогда в 1880 году купцы арендовали у городских властей усадьбу над днепровским обрывом, на Александровском (ныне Владимирском) спуске. Но и здесь сливкам общества стало тесно.

Купцам надо же было где‑то проводить время, обмениваться рукопожатиями, снимать друг перед другом котелки, играть в набирающий тогда большую популярность преферанс, развлекать дам, питать душу и, еще чаще,— тело. А значит, требовались приличные рестораны, парки, места массового отдыха и уединений.

Тогда торговый класс решил построить на Царской (ныне — Европейской) площади здание Купеческого собрания. Для чего и пригласили известного киевского архитектора Владимира Николаева. В апреле 1881 года городская управа выдала купцам разрешение на стройку. 3 декабря 1882 года в новеньком помещении состоялся первый вечер “старых друзей”.

Здание Купеческого собрания, где теперь располагается Национальная филармония, окружила парковая инфраструктура Купеческого сада: летний театр, летний клуб, концертная площадка.

  


ГОРОД-САД: Излюбленное место отдыха киевлян в конце XIX—начале XX века — Купеческий сад и его открытые концертные площадки
ГОРОД-САД: Излюбленное место отдыха киевлян в конце XIX—начале XX века — Купеческий сад и его открытые концертные площадки


  

В 1888 году в типографии Стефана Кульженко вышел шикарный альбом с сотней рисунков и иллюстраций Киев теперь и прежде. Издание было приурочено к празднованию 900‑летия Крещения Руси. Воспользовавшись приездом в Киев обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева, Кульженко передал один экземпляр государю Александру III и его супруге Марии Федоровне. Царская чета была в восторге от киевского альбома, о чем письменно уведомили издателя.

В 1897 году Кульженко напечатал следующий издательский шедевр, весьма популярный — Путеводитель по Киеву и его окрестностям. Издание более чем практичное, карманного формата, содержавшее подборку чудесных фотографий. “Сад Купеческого собрания,— говорится в этом сборнике,— слывет наиболее приличным и даже, можно сказать, аристократичным местом гулянья киевлян, обреченных судьбою проводить лето в городе. Сад содержится очень чисто и по вечерам просто тонет в потоках электрического света, проливаемого множеством фонарей и придающего саду весьма эффектный вид. <…> В саду играет прекрасный оркестр, ежедневно дающий на открытой эстраде концерты и симфонические вечера”.

Вечером вход в сад был платным. Со взрослых брали до 50 коп., с детей — до 30 коп. За отдельное место в зеленом театре от гостя требовали 1 руб. При средней зарплате по империи 14 руб. в месяц — немалая сумма. Так что случайная публика сюда не попадала.

Уже в переизданном в 1902 году Путеводителе по Киеву и его окрестностям, в статье Некоторые развлечения старого Киева, сообщается, что в Купеческом саду становятся все более популярными праздничные маскарады. “Вход на маскарады в клубах, кроме Дворянского, общедоступен,— уточняет издание.— В Шато (в течение всей зимы) устраиваются маскарады, вперемешку с кафе-шантаном, охотно посещаемые публикою самого смешанного характера”.

Шато, которое упоминает путеводитель,— это не что иное, как Шато де Флер, замок цветов: развлекательное заведение, которое находилось в соседней с садом парковой зоне, где с 1936 года разместился динамовский стадион (сейчас он носит имя Валерия Лобановского). Вход в Шато де Флер был бесплатным, развлечения — доступными, а публика — попроще.

 

ЗЛАЧНОЕ МЕСТО: Шато де Флер уже с 1860-х затягивал в свои объятия киевлян и гостей города, желающих покутить, потанцевать, ну и просто весело провести досуг

 

Эта часть киевского парка процветала еще до того, как купцы свершили свое восхождение с Подола на Царскую площадь. В 1862 году столичный предприниматель, городской садовник Карл Христиани взял в аренду у Киева часть сада, оранжереи и устроил здесь общедоступные увеселительные заведения.

Современники ополчились на предприимчивого немца, обвиняя его в подрыве “облико морале” киевлян. “Они [завсегдатаи Шато де Флер] открыто, при газовом освещении пьют коньяк и шампанское и отплясывают канкан, к великому соблазну учащейся молодежи”,— возмущался Михаил Чалый, известный киевский литературовед.

Ему вторил церковный писатель Андрей Муравьев. В 1871‑м в письме к императору Александру II он с горечью отметил: “Шато де Флер совершенно убил всю патриархальность Киева пренебрежением его священных преданий; под самые большие праздники Лавры гремела там музыка и лопались фейерверки к общему соблазну православных”.

Но процесс пошел, и его уже было не остановить. Михаил Булгаков в романе Белая гвардия, пересказывая сон Алексея Турбина, отметил: “…И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами. Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках царствовал вечный Царский сад”.

Сон этот не был прерван даже большевиками. Царские сады с элементами старинного декора и архитектуры простояли вплоть до начала 1980‑х. Парковый каскад над Днепром всегда был излюбленным местом прогулок киевлян. Правда, со временем парковая культура все более разрушалась.

В итоге в 1982 году на месте садов появилась металлическая радуга — грандиозная арка, символ воссоединения Украины с Россией. 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

История ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: