7 декабря 2016, среда

Куда уехал цирк. В начале ХХ века в Киеве возвели самое большое здание цирка в Европе

Куда уехал цирк. В начале ХХ века в Киеве возвели самое большое здание цирка в Европе

Здесь, кроме ярких выступлений, вершилась и судьба Украины.

В 1891 году депутаты Городской думы Киева через украинскую и российскую прессу пригласили владельцев цирков Российской империи возвести и организовать подобное развлекательное заведение в Киеве.

В обуржуазившемся городе спрос на развлечения рос, а предложений все еще было мало. Посыпались идеи и проекты, но ничто из них не отвечало требованиям киевских властей.

Однако 29 марта 1902 года Петр Крутиков, местный аматер циркового искусства, предложил высшему начальству города за собственные средства построить каменное здание цирка и собрать хорошую труппу. Через год, 24 марта 1903 года, губернское правление разрешило стройку. Крутиков продал имение, доставшееся ему по наследству от отца, и за чуть более 100 тыс. руб. купил у коммерческого банка участок земли на Николаевской улице. Всего за полгода строители возвели на нем здание цирка.
  


ПРЕМЬЕРА ВЕКА: В начале ХХ века в центре Киева, на улице Николаевской (ныне Городецкого), разместился самый большой цирк Европы
ПРЕМЬЕРА ВЕКА: В начале ХХ века в центре Киева, на улице Николаевской (ныне Городецкого), разместился самый большой цирк Европы


 

Сама улица Николаевская была на тот момент молодой.

В 1900 году на месте прежних тенистых аллей появились пятиэтажные дворцы с классическими колоннадами и античными скульптурами, а также дома в стиле венского модерна. Посреди этого зодчества и возник цирк Крутикова, который его основатель назвал Гиппо-Палас (Конный дворец): именно аттракцион дрессированных лошадей он считал гвоздем всех программ и выступлений.

Здание Гиппо-Паласа стало одним из самых больших цирковых помещений в Европе и единственным двухэтажным цирком в Российской империи. Конструкция внутри состояла из трех ярусов. Зал был рассчитан на 2 тыс. мест. Здание отличалось отменной акустикой. В помещении имелось паровое отопление, электрическое освещение и такая диковинка для посетителей цирков того времени, как гардероб.

Крутиков был неслучайным человеком в цирковом искусстве, хотя напрямую его происхождение и образование не имело никакого отношения к индустрии развлечений: сын генерал-майора, студент юридического факультета Университета Святого Владимира (с 1939 года — имени Тараса Шевченко), позднее он стал служить в киевской Судебной палате. Но получив приличное наследство, он бросил службу и полностью посвятил себя любимому делу — дрессировке лошадей. Свой дом по адресу Большая Васильковская, 36 он превратил в индивидуальный цирк с манежем, где изредка давал гостям закрытые представления.

Один из первых советских цирковых артистов Дмитрий Альперов, чей отец работал в дореволюционной киевской труппе, писал о Крутикове как о человеке со странностями. Даже называл его “барин-самодур”.

Лошади в его цирке были главными действующими мордами. “Он [Крутиков] первый в России показал дрессировку без хлыста. Для репетиций у него был за городом манеж и конюшни, и он занимался дрессировкой там, так как не любил, чтобы присутствовали на его репетициях,— пишет в своих мемуарах Альперов.— Лошадей он любил больше, чем людей, и им у него жилось лучше, чем артистам”.

Со своими непарнокопытными друзьями Крутиков гастролировал по всему миру. Да и здание киевского цирка тоже знавало много артистов с мировым именем.

29 апреля 1906 года здесь пел Федор Шаляпин. Он впервые исполнил перед киевлянами запрещенную песню Дубинушка с ее революционным лейтмотивом “Эй, ухнем”.

В своих мемуарах Страницы из моей жизни Шаляпин вспоминал: в день концерта толпы желающих попасть на концерт заполнили центральные улицы Киева еще с четырех утра. Уже днем сам Шаляпин не смог пробраться на место выступления. Тогда он, его скрипач и пианист через окно гостиницы Континенталь перелезли на крышу здания цирка, а там через окно конюшни попали на арену. “Это было очень комическое путешествие,— писал знаменитый бас.— Мы очутились на арене цирка, на дне огромной чаши, края которой облеплены сотнями людей, невообразимо шумевших. Нас встретили оглушающим криком “ура!”.

Кроме Шаляпина, здесь в разное время выступали итальянский баритон Титта Руффо, украинский силач Иван Пиддубный, великий российский дрессировщик Владимир Дуров, французский актер-комик, сценарист и режиссер немого кино Макс Линдер, а также советский поэт Владимир Маяковский.

Спустя 11 лет после концерта Шаляпина к власти в Российской империи пришли люди, которые аплодировали оперному басу с самых дешевых мест цирка. Вследствие чего Крутиков спешно покинул страну и отправился в Италию. Там его следы и затерялись.

В 1918 году на короткое время власть перешла Украинской Народной Республике. И 29 апреля в здании цирка Крутикова 7 тыс. делегатов съезда хлеборобов приняли новую Конституцию. А чуть позже здесь же избрали гетманом Павла Скоропадского.

Но этот цирк вскоре закончился — власть в Киеве захватили большевики.

В 1941 году, прежде чем покинуть Киев, в который вторглись гитлеровские войска, советские специалисты заминировали легендарный цирк Крутикова. А дальше все было как в шаляпинской песне Эй, ухнем. Ухнули — серия мощных взрывов разнесла пол-Крещатика и старый цирк.

На месте арены, где выступали выдающиеся кони и знаменитые люди, с 26 мая 1964 года торчит безликое здание кинотеатра Украина.


ЭХО ВОЙНЫ: Цирк Крутикова пережил Первую мировую войну, но во время Второй мировой его взорвали
ЭХО ВОЙНЫ: Цирк Крутикова пережил Первую мировую войну,
но во время Второй мировой его взорвали


 

 

Материал опубликован в НВ №17 от 13 мая 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

История ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: